Top.Mail.Ru

«Учительская газета»: наблюдение как суперсила педагога

В «Учительской газете» вышла статья Анны Якшиной, младшего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, посвященная педагогическому наблюдению в группе детского сада. Этот метод — настоящая суперсила педагога, которая способна приблизить взрослого к детскому замыслу, увидеть детские переживания, которые находят символическое выражение в игре, понять, какой смысл придает ребенок тому, что происходит.

Однако интересно, что, наблюдая за игрой одних и тех же детей в одной и той же группе, два педагога, проводящие наблюдение, могут описать впоследствии абсолютно разные ситуации:

  • «Девочки играли в русалок, кубики у них были ракушки, они ныряли за ними и украшали себе прически, подбирали платья, собираясь на бал к морскому королю. Здорово они придумали сделать себе хвосты, связав два платка!»
  • «Дети разбрасывали ткани, прыгали, сильно шумели, им было нечем заняться, в группе очень плохая дисциплина».

Вот какой вывод делает из этого Анна Николаевна: «И тот и другой взрослый „провели наблюдение“, но в одном случае удалось приблизиться к самим детям, смыслу их занятий, а в другом интерпретация осталась поверхностной и заслонила детей от педагога. Легко предугадать, что оба педагога будут дальше по-разному строить свое взаимодействие с детьми. Почему так произошло? Наблюдая, педагог может попасть в ловушки, которые превратят наблюдение из суперсилы в непробиваемую стену, отделяющую его от детей и отнимающую при этом много времени и сил».

Избежать таких «ловушек» помогут следующие советы:

  1. Удерживайте фокус на смысле игры, на открытости к детям, а не на оценке и следовании внешним правилам.
  2. Отдавайте приоритет возможностям для развития детей, а не соображениям удобства и собственным предпочтения относительно поведения детей.
  3. Помните, что наблюдение ≠ смотрение и приглядывание за детьми.
  4. Превращайте результаты наблюдения в основу для рефлексии, появления педагогических гипотез и создания условия для развития игры.
  5. Играйте вместе с детьми, не лишая их удовольствия, вовлеченности и воплощения собственных замыслов.

Использовать свою педагогическую суперсилу наблюдения просто: нужно лишь стать партнером для ребенка, а не постоянным руководителем. «Чтобы быть в партнерстве, важно видеть другого и искренне интересоваться им, то есть наблюдать, удивляться, оставаться открытым тому, что происходит здесь и сейчас, и отважиться на подлинную встречу и совместность», — заключает Анна Якшина.

Источник: Учительская газета.


Персоны



Студентки МГПУ посетили Международный Кремлевский бал


25 декабря 2024 г.


По приглашению Московского суворовского военного училища шесть студенток ИСПО имени К.Д. Ушинского посетили IX Международный Кремлевский благотворительный кадетский бал

Добровольцы-спасатели МГПУ поздравили маленьких пациентов с Новым годом


25 декабря 2024 г.


В рамках акции «Десант Дедов Морозов» участники студенческого спасательного отряда «ДЕЛЬТА» спустились с крыши детской клинической больницы в новогодних костюмах, чтобы подарить праздничное настроение маленьким пациентам