Top.Mail.Ru

«На выставку с подростком»: спорное искусство

Февраль — март выдались богатыми на посещение выставок современных художников.

  • В Санкт-Петербурге в галерее «Эрарта» до 11 июня идет проект «Эрарта Премия — 2023»: собрано больше 60 картин, скульптур, инсталляций молодых авторов со всей России.
  • В Москве на Винзаводе только что закончилась выставка «Цемента II», которая будет иметь свое логическое продолжение в Музее нонконфомисткого искусства (Санкт-Петербург). До 2 апреля можно успеть.
  • Одновременно на том же Винзаводе открылся персональный проект молодого московского художника Ивана Симонова под названием «Текст как ландшафт». Посетить можно до 14 апреля.
  • Безусловный интерес представляет выставка «Найти Бэнкси» на Севкабеле в Питере: проект идет до 14 мая и включает аутентичные копии работ скандально известного и в тоже время практически анонимного британского мастера граффити.

Нужно ли говорить, что ни одну из этих выставок вы не увидите в списке рекомендованных к семейному просмотру с детьми школьного возраста? А зря. Я глубоко убеждена, что с современного искусства как раз намного проще начинать приобщение подростков к культурной жизни и вовлекать их в обсуждение глубоких мировоззренческих вопросов, чем с классики. Тому есть ряд причин:

1. Современное искусство понятнее. Странный тезис, правда? Казалось бы, все наоборот. На классических картинах все очень конкретно: природа — значит природа, люди на людей похожи, ангелы крыльями машут, Мадонны младенцев кормят, яблоки на блюде, розы в вазе. Про искусство 20-х годов XXI века (а именно эти произведения мы в рамках статьи называем современными) такого не скажешь, конечно. Висит на кирпичной стене драная черная майка и написано: «Я стираю тебя». И что, спрашивается, хотел сказать автор? Тут есть подвох.

Чтобы хоть что-то понять на полотнах средневековых авторов и художников эпохи Возрождения, нужно хорошо представлять себе христианское мировоззрение: его основные смыслы и символы, а также разбираться в истории античности и Западной Европы. Неплохо бы хоть чуть-чуть знать этапы развития искусства и то, как они обусловлены историческими контекстами. Даже остросоциальные российские передвижники требуют знания реалий того времени: почему открытые для всех выставки, которые переезжают из города в город и показывают всем, как плохо живет народ, — это такое большое достижение? Разве это не обычное дело? Конечно, картины прошлого — это самые настоящие «культурные консервы», требующие инструментов для своего открытия. Ничего страшного в этом нет, и в следующих материалах рубрики мы поговорим о том, как обсуждать подобные произведения искусства с современными старшеклассниками, которые историю христианства постигают по сериалу «Ангелы и Демоны», а античные мифы знают в основном благодаря компаниям Disney или Pixar. Но, мне кажется, приходя с подростком в классические залы (например, Эрмитажа), нужно очень хорошо отдавать себе отчет: этот самый подросток и авторы, в изобилии представленные на стенах, говорят на разных языках.

С современными художниками ситуация совсем другая. Разница в возрасте между тинейджером и молодым автором будет лет 10−15. Здесь два важных момента: социальный и психологический. В чем же заключается первый? Ваш подросток и художник, на произведения которого вы пришли посмотреть, живут в одном и том же информационном поле. Проблемы близки и понятны, язык описания привычен. Это может быть, с вашей точки зрения, не очень эстетично. Однако, как написано на пороге выставки упомянутого выше Ивана Симонова, — «Никто не обещал, что будет красиво».

Приведу примеры с выставки «Текст как ландшафт»:

  • На стене висит серия работ, каждая из которых — окно электрички. Смотря на них, мы будто «проезжаем» мимо типичных пейзажей российской действительности. «Человейники», уходящие вдаль, и надпись: «Дальше больше». Или полуразрушенный дом где-то на полустанке, в котором явно живет семья, и написано: «Призрачная перспектива».
  • Или изображения дверей и ковров, которые безошибочно распознает любой, кто хоть раз был в государственном учреждении. Серия этих работ сопровождается надписями, которые поднимают проблему оторванности госаппарата от нужд и проблем простых людей.

Будет ли все это понятно людям через 50 лет? Неизвестно. Однако сейчас смысл прочитывается безошибочно именно потому, что мы живем в одно время и язык описания у нас один на всех, хоть и пользоваться мы им можем по-разному.

Психологический же момент заключается в том, что этот самый автор, которому, например, лет 25−30, находится, скорее всего, в плане возраста где-то по середине между Вами, как родителем, и подростком. 10−15 лет разницы — это та дистанция, которая не кажется непреодолимой, вызывает интерес и желание подражать и общаться как со «старшим товарищем», что, безусловно, хорошо и может быть использовано в дело просвещения.

2. Современное искусство дискуссионно. Оно изначально так задумано, что не только допускает трактовку, но и требует ее. Вот, на желтом фоне конструкция из разбитых очков, отдаленно напоминающая насекомое, под названием «Сколопендра». От автора написано: «Сколопендра — крайне скрытное и юркое существо. Когда она смотрит на вас полутора десятками глаз сквозь стекла очков и улыбается, может показаться, что между вами установилась связь и построен мост. Но стоит вступить на этот мост, он превращается в песок, и вы оказываетесь в холодной воде. Так часто бывает в отношениях между людьми».

Или посреди зала видим большую конструкцию из проволоки и детских колготок. Называется — люстра «Карусель». Инсталляция сделана из мешка старых колготок, которые хранились в семье автора на случай нищеты или войны. Сейчас же они потеряли изначальную функцию и превратились в декорацию.

Оба примера с выставки «Цемента II», где центральной темой являются мосты и нетипичное использование материалов. Очевидно, что предложенные авторами описания — возможные варианты связи между использованными материалами, формой и темой мостов. Но не единственные. Можно придумать еще штук 15, не сходя с этого места. И это-то и хорошо. У зрителя есть простор и место для маневра: могу увидеть в этих очках метафору отношений, а могу, например, разнообразие взглядов. Все это хорошее мыслительное упражнение на воображение и отличный повод для разговора, в котором ни у кого нет права на единственно верную точку зрения. При обсуждении современного искусства есть опасность впасть в две крайности, каждая из которых мне кажется не очень продуктивной.

  • Первый вариант: «Ха-ха, это вообще не искусство, так каждый может. Попробовали бы они хоть домик нарисовать прилично, хоть лошадку». Как раз на Винзаводе видела семью с детьми школьного возраста, которые демонстрировали примерно такой способ обсуждения и когда, наконец, обнаружили картину, где весьма прилично была изображена решетка Летнего сада, правда, с очень провокационным названием, с облегчением выдохнули: «Ну, вот это круто. Так точно могут не все».
  • Второй вариант: ходить между проволочно-колготочными инсталляциями с загадочным торжественно-нездешним лицом, приговаривая, что все это гениально, а кто этого не понимает — плебей и недоучка. Мне кажется, что это как раз тот случай, когда можно пообсуждать ценность эксперимента как такового. Что из этого оставит след в искусстве, покажет время. Но чем больше люди экспериментируют с материалами и мыслями, тем больше шансов, что родится что-то стоящее. К тому же мы все разные, и какой именно авторский прием найдёт путь к сердцу того или иного человека, неизвестно.

3. Современное искусство — социальный лифт и шанс встать в авторскую позицию, а еще — один из способов социализации. Авторами обычно являются молодые люди, которые живут рядом с нами. Вот, может, прямо в соседней квартире. У них есть сообщества, как правило, неформальные. Есть площадки, допустим Винзавод или Артплей, которые периодически делают то, что называется «open-call». Иногда бесплатно, иногда за деньги, но все равно выставочные пространства доступны. Сначала ты представляешься в коллективных проектах, потом, если пойдет хорошо, можешь претендовать на индивидуальный. Важно, что взрослеющие дети могут увидеть здесь шанс и механизм, как быть услышанным. К тому же, в отличии от классических экспозиций, современные работы обычно сопровождаются возможностью побыть не только зрителем, но и участником.

  • Например, на выставке «Текст как ландшафт» есть угол, где прибит почтовый ящик, из которого висят наушники с пророческой песней Егора Летова «Мертвый сезон» и лежит блокнот, откуда можно вырвать листочек и написать письмо любому человеку в какой-то год в прошлом. Потом опустить в этот почтовый ящик, а автор по понедельникам зачитывает послания вслух одно за другим. Очень психотерапевтичное, кстати, упражнение.
  • А в «Эрарте» предусмотрена целая серия посетительских активностей: можно голосовать за работу (премиальный фонд распределяется на основании мнения зрителей), придумывать свои названия для работ, записывать агитационные видео за ту или иную картину. Встречи с художниками проходят по довольно плотному расписанию. Все это вовлекает и демонстрирует способ активной социальной и интеллектуальной жизни, что, собственно говоря, и требуется.

Так что желаю всем приятного просмотра и увлекательного погружения в мир современных авторов. Главное, что здесь можно совсем не бояться ошибиться, ведь история творится здесь и сейчас.

Рубрика «На выставку с подростком»

Автор: Анастасия Белолуцкая, заведующая
лабораторией оценки профессиональных
компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»