Top.Mail.Ru

На продлёнку с сентября: подходит ли это для первоклассника?

Многие родители первоклассников в начале сентября специально берут отпуск на две недели — чтобы забирать ребенка из школы сразу после уроков. Но есть и те, кто первым делом — еще при записи дошкольника в первый класс — интересуется, есть ли в школе продленка, с какого числа она начинает работать и сколько стоит.

Что правильнее — неизвестно, многое зависит от обстоятельств конкретной семьи. Но все же главный фактор в принятии решения о том, нужна или не нужна группа продленного дня, — это готовность к ней самого ребенка. Педагог-психолог, доцент МГПУ Юлия Челышева рассказала порталу «МЕЛ», как понять, что школьник — особенно первоклассник — готов проводить в школьных стенах полноценный «рабочий день».

Продленка — это не для всех?

Прежде чем отдать ребенка в группу продленного дня, нужно понять, насколько он в принципе готов к школе.

«Есть дети, которые по возрасту являются школьниками, но по темпу психического развития, по социальным навыкам до нее еще не доросли: у них, допустим, не сформированы социальные навыки взаимодействия в коллективе, нет мотивации учиться, — объясняет Юлия Челышева. — Есть и отдельная категория детей, о которых учителя обычно говорят: „Домашний ребенок“. Это те самые дети, которые чуть что — сразу просятся к маме, начинают плакать. Это дети с очень подвижной психикой, которым нужно гораздо больше времени на адаптацию к новой среде. Продленка для них — это лишь источник дополнительного сильного стресса».

Прежде чем отдавать таких ребят в группу продленного дня, хорошо бы посоветоваться со школьным или сторонним детским психологом, пообщаться с педагогом, который наблюдает за учеником в школе. Уже через две-три недели он сможет вынести свой вердикт — насколько успешно проходит адаптация к школе и сможет ли ребенок потянуть еще и продленку.

«А есть и другие дети, которых родители сознательно отдают на продленку только потому, что очень сильно от них устают, — продолжает эксперт. — Активные, неугомонные, неудобные, они все время куда-то несутся, у них сто тысяч вопросов ко всему вокруг. Родители, естественно, действуют из лучших побуждений: они хотят, чтобы их новоиспеченному школьнику помогли с домашним заданием, чему-то научили, чтобы он стал более смирным, если можно так выразиться. Но с такими детьми вопросов еще больше: почему ребенок так себя ведет? Возможно, у него дефицит внимания? Или дефицит домашнего общения? В таком случае продленка может лишь усугубить проблему».

В целом же, по словам Юлии Челышевой, группа продленного дня как опыт социализации — это очень полезная вещь, и категорически она не подходит разве что детям с серьезными хроническими заболеваниями. А всем остальным нужно помочь адаптироваться (адаптация в среднем занимает месяц-полтора).

«Для любого школьника (и особенно для первоклассника) полезно будет не сразу оставаться на продленке до вечера, а постепенно входить в новый режим, каждый день задерживаясь там чуть дольше. Многие дети довольно быстро и сами отказываются уходить раньше времени: они учатся общаться со сверстниками и с теми, кто постарше, и им это нравится», — говорит психолог.

И уж точно не стоит транслировать ребенку мысль, что продленка возникла в вашей жизни от безысходности, и при любом удобном случае забирать его из группы раньше времени или сразу после уроков. «Для ребенка это будет травматичный опыт. Он уже начал оставаться в группе продленного дня, ему, возможно, стало там нравиться, он завел новых друзей — и тут его выдергивают из социума. Лучше этого избежать», — предупреждает Юлия Челышева.

Нужна ли вообще продленка

Обычно продленка ассоциируется с присмотром за учениками начальных классов — то есть за детьми, которые сами не могут дойти от школы до дома. Однако на самом деле группа продленного дня — это организованное время после уроков для детей с 1-го класса и до 14 лет.

«Продленка в том виде, в котором она предполагается сейчас, — это не просто присмотр, это еще и всевозможные секции и кружки, подготовка домашних заданий, обед, прогулка, а самое главное — структурированная организация деятельности ребенка после уроков, — рассказывает Юлия Челышева. — И именно эта структурированность и нужна ребенку. Понятно, что в 1-м классе домашние задания носят рекомендательный характер, но если говорить о развитии психики, то первокласснику после уроков тоже нужно задавать ритм деятельности, который поможет сформироваться лобным долям (этот отдел мозга отвечает за мотивацию)».

Уроки заданы? Группа продленного дня отлично помогает справиться с задачей. И в связи с этим Юлия Челышева обращает внимание на два важных момента.

Первый: продленка полностью снимает с родителей вопрос «что задали?», который каждый день в обязательном порядке появляется в родительским чатах. «Кроме того, в семье у каждого свой подход к выполнению домашних заданий. У мамы — один, у папы — другой, у бабушки — третий, и это очень тяжело для ребенка, особенно если он каждый раз делает домашку с разными людьми. Школа в этом плане предпочтительнее. И даже если учитель по какой-то причине не помогает с выполнением заданий — и такое бывает, — у ребенка есть одноклассники и друзья по группе, у которых он может спросить совета. Эта коммуникация — живая, без телефона — ценна сама по себе даже безотносительно готовности уроков».

Второй момент, на который нужно обратить внимание, — это перепроверка домашнего задания дома

По словам психолога, еще раз возвращаться к уже сделанным урокам нельзя! Это подрывает авторитет учителя и продленки в глазах ребенка, портит вечер — и, как следствие, отношения с родителями.

Отсюда, кстати, вытекает и еще одна проблема, которую родители нередко связывают с продленкой. Многие сетуют на то, что из-за группы продленного дня у них совсем не остается времени на общение с ребенком.

«Но при этом забывают, что для ребенка важно не „сколько“, а „как“, — напоминает психолог. — И одно дело, когда вы пришли с работы и сели вместе со школьником перепроверять домашнюю работу. И совсем другое — если вы забрали его с продленки и пошли гулять, или пришли домой и сели играть в настольные игры, или стали вместе готовить ужин и параллельно разговаривать. Важно качество общения, а группа продленного дня как раз и позволяет не отвлекаться на уроки. Они ведь уже сделаны!»

О чем еще (не) стоит волноваться

Родители волнуются, что ребенку — особенно первокласснику — тяжело будет находиться целый рабочий день в стенах школы. Но для этого и существуют смена деятельности, которая предполагает и смену коллектива, потому что на продленку приходят дети не только из одного класса. А в ситуации смены коллектива и занятий ребенок как бы перезагружается. Да и прогулка — прекрасный способ отдохнуть от сидения за партой и нахождения в одном помещении.

Более того, продленка для ребенка — это не что-то принципиально новое: в детском саду он тоже проводил целый день. И утром у него была учебная деятельность, а после обеда и тихого часа — лепка, рисование и чтение. Группа продленного дня — это такая же история, только без сна, а рисование и лепку порой заменяют занимательная математика, проектная деятельность и кружки по интересам.

А вот на что точно нужно обратить пристальное внимание — это личность педагога продленки

Юлия Челышева напоминает, что семь лет — это возраст очередного психологического кризиса у ребенка: «У него меняется ведущая деятельность, игровая сменяется учебной, а лидером и авторитетом становится учитель, а не родители. И от того, какой это учитель, зависит действительно очень многое. Одно дело, если это будет педагог, который не знает ничего о возрастных особенностях и будет считать первоклассника хулиганом, забывая о его кризисе и периоде адаптации. И другое, если это будет педагог, который сумеет помочь ребенку вовремя справиться с эмоциями или, наоборот, сконцентрироваться, когда это нужно».

Читать материал в источнике


Персоны



Эксперты коммуникационного фестиваля MCUnite огласили результаты состязания


25 ноября 2024 г.


Абсолютным победителем всероссийского фестиваля рекламы и PR Московского городского признана команда МТС из Пермского политеха (ПНИПУ)

В ИИЯ прошел круглый стол о роли профессии учителя сегодня


24 ноября 2024 г.


21 ноября на кафедре германистики и лингводидактики под руководством д.ф.н., профессора, зав.кафедрой Бирюковой Е.В., д.ф.н., профессора Шатиловой Л.М., к.ф.н, доцента Зубковой Я.В. состоялся круглый стол «Неравнодушие»

Главные новости