27 марта в Московском городском состоялась новая встреча закрытого академического клуба «Норма и деятельность». Основной темой стало обсуждение перспектив и трендов развития городов и образования в ближайшие двадцать лет.
Встреча началась с сообщения Сергея Капкова, руководителя Центра исследований экономики культуры и городского развития экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
«В будущем конкуренция за горожан станет реальным вызовом для мировых городов», — проблематизировал тему Сергей Александрович. Основными умениями окажутся креативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект. Города будут соревноваться в том, насколько интересную задачу и образование они могут предложить.
В ходе дискуссии эксперты обсудили тренды и риски развития образовательной стратегии города. Одним из подобных рисков становится опасность «утечки» наиболее квалифицированных и активных граждан. В реальности, когда культура, наука, технологии становятся глобальными, когда границы рабочего места размываются, основным конкурентным преимуществом становится способность города быть центром производства смыслов.
В будущем городская образовательная инфраструктура — школа и университеты — будут все больше становится «плавильным котлом» новых проектов и технологий. В дискуссии Игорь Реморенко, ректор МГПУ, привел один из наиболее ярких примеров подобного московского опыта — Московскую электронную школу и систему поддержки грантами наиболее активных учителей.
Александр Адамский, руководитель института образовательной политики «Эврика», поднял в обсуждении вопрос полилингвального образования: «Великий город понимает по-английский». Чтобы Москва смогла сохранить свои конкурентные позиции, английский язык должен быть не только частью общего, но и дошкольного образования.
В конце встречи темой обсуждения стали большие данные (big data). Одним из новых трендов станет использование систем сбора и анализа данных в школе. Такие системы позволят видеть в реальном времени, как растет образовательный потенциал города, какие возникают дефициты.
Исаак Калина, руководитель Департамента образования города Москвы, подводя итоги встречи сказал, что уже сейчас в Москве есть стратегия «выравнивания» возможностей. В будущем обучающиеся будут иметь еще больше возможностей выстроить свой образовательный трек, используя различные социокультурные и образовательные ресурсы города.
В экспертной дискуссии также приняли участие Антон Молев, Ефим Рачевский, Инна Каракчеева, Александр Аронов, Кирилл Баранников, Роман Селюков, Татьяна Мансурова.
Закрытый академический клуб «Норма и деятельность» создан Московским городским педагогическим университетом, Институтом образовательной политики «Эврика» и Московским центром качества образования. Цель создания клуба — формирование пространства для рефлексии и обсуждения современных тенденций и практик развития образовательной политики.
Заинтересованные руководители и сотрудник образовательных организаций Москвы, исследователи и эксперты могут обратиться к координаторам клуба по адресу: barannikovka@mgpu.ru