Московская система образования признана одной из самых прогрессивных и инновационных в стране. Столица активно внедряет современные методы обучения и цифровые технологии, что способствует развитию навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Так, именно Москва первой в России начала реализацию программы предпрофессионального обучения, и за короткий срок оно стало доступно в 70% школ города.
Ни для кого не секрет, что успешная сдача ЕГЭ по-прежнему является основным способом поступления в ВУЗ. Выпускники предпрофессиональных классов стабильно демонстрируют высокие результаты на этапе приемной кампании, что позволяет им успешно конкурировать за места в лучших учебных заведениях страны. По результатам ЕГЭ-2024 средний балл учащихся предпрофессиональных классов оказался на 9 пунктов выше, чем в среднем по стране. 35% таких выпускников набрали 220 и более баллов, а также получили дополнительные баллы за индивидуальные достижения, такие как успешная защита проектов или сдача предпрофессионального экзамена. Это объясняется углубленным изучением профильных предметов и комплексной профориентационной программой.
Говоря о предпрофессиональном образовании в Москве, мы обрисовали общую тенденцию. Однако стоит отметить, что столичные школы предлагают действительно внушительный спектр направлений, среди которых наибольшей популярностью пользуются технологические специальности.
«Около четверти всех стобалльников на ЕГЭ — выпускники предпрофессиональных классов, причем многие из них получили высокие результаты сразу по нескольким экзаменам. Кроме того, в последние десятилетия мы стали свидетелями стремительного развития технологий, где ИТ-специалисты стали непосредственными участниками прогресса. Учитывая последние тенденции и, стараясь идти в ногу со временем, мы в этом году мы увеличили число предпрофессиональных классов по ИТ-направлениям. Их география расширилась до 168 школ — это на 17 больше, чем в прошлом году. Количество учащихся в этих классах увеличилось более чем на 30%, и сегодня там обучается свыше 9,4 тысяч старшеклассников», — отметила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Отдельно стоит отметить проект «Инженерный класс в московской школе», который стартовал в 2015 году и стал одним из первых в стране. Уникальность этой инициативы заключается в том, что она формирует у школьников прикладные знания и навыки в области инженерии, необходимые для жизни в высокотехнологичном обществе. Более 250 тысяч абитуриентов выбрали профессию в стратегически важных областях промышленности.
Что особенно важно — программы предпрофессиональной подготовки отвечают вызовам времени, поэтому оборудование, на котором работают ребята, периодически обновляется и дополняется. К началу учебного года более чем в 110 школах столицы появилось новое оснащение инженерных и ИТ-классов. Основная часть — это устройства для изучения робототехники. Ранее акцент делался на мобильных технологиях, с нового учебного года ребята смогут изучать и программировать как отдельно взятых роботов, так и целые системы устройств с мобильными платформами и робототехническими манипуляторами. А школы с авиастроительным направлением получили новые беспилотники и оборудование для летных полигонов. Большая часть электроники производится в России, за исключением некоторых компонентов из дружественных стран. В дальнейшем обновление оборудования планируется и в других школах.
Выпускники предпрофессиональных классов и сами подчеркивают значимость такого практического обучения для дальнейшей карьеры.
«Самым интересным в инженерном классе были узкие дисциплины, которые потом помогли и в вузе, и в работе: 3D-моделирование, прототипирование. Мы посещали экскурсии на предприятия, создавали разработки для инженерных конкурсов. Сейчас я работаю инженером-конструктором в ведущем авиастроительном предприятии: здесь можно раскрыть и показать все свои инженерные таланты. И базовое образование, которое ты получаешь, начиная с учебы в предпрофессиональном классе и дальше в университете, помогает уверено строить карьеру в будущем», — рассказал Даниил Скробот, выпускник инженерного класса школы № 2098, инженер-конструктор конструкторского бюро АО «Туполев».
Программы предпрофессиональных классов продолжают совершенствоваться благодаря поддержке правительства Москвы. Образовательные учреждения могут получать денежные гранты: их у этом году получили уже 125 школ. Сумма одного гранта — более 2,5 миллионов рублей, но школы могут претендовать на несколько грантов за разные проекты в области предпрофессионального образования. Критериями для получения финансирования являются результаты ЕГЭ с учетом итогов предпрофессионального экзамена, научно-практических конференций и различных олимпиад. Это создает дополнительные возможности для школ и их учеников, способствуя качественному обучению и подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Источник: Московский комсомолец
Фото: Пресс-служба комплекса соцразвития Москвы