В конце декабря 2024 года сотрудники Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели серию мероприятий в рамках реализации проекта «Разработка и апробация модели экологического воспитания для воспитанников и обучающихся как механизма формирования экологической культуры».
17 декабря в онлайн-формате прошел аналитический семинар, на котором ученые вместе с директорами и педагогами столичных школ обсудили проект разработанного модуля. Участие в семинаре приняли:
- сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Елена Иванова, Елизавета Маякова, Екатерина Барсукова, Александра Янгуразова, Анна Тер-Григорян,
- Роман Устюгов, директор ГБОУ «„Школа № 1503“»;
- Алексей Пономарев, директор ГБОУ «Школа № 1415 „Останкино“»;
- Полина Честякова, директор ГБОУ «Школа № 315»
- Артем Васильев, директор ГБОУ «Школа № 760 имени А.П. Маресьева»,
- Елизавета Разгуляева, советник директора по воспитанию «Школа № 760 имени А.П. Маресьева»,
- Алена Войтик, педагог-организатор «Школа № 760 имени А.П. Маресьева».
Участники семинара сформулировали ряд рекомендаций и дополнений для разработанного модуля:
- В модуль программы следует добавить раздел про туристическую деятельность.
- Следует обратить внимание на волонтерскую деятельность, включающую в том числе симбиоз обучающихся и жителей района, где находится школа, когда совместно убирается прибрежная или лесная территории.
- Следует рассмотреть возможность внесения дополнительных пунктов / часов за волонтерскую деятельность экологической направленности в Книжку волонтера, чтобы мотивировать обучающихся старших классов более активно включаться в эту повестку.
- Важно подключить Эко-центры Москвы в систему Департамента образования и науки г. Москвы, таким образом легитимизировать посещение экоцентров школьниками.
- Основная трудность в организации и проведении мероприятий по экологическому воспитанию — большая загруженность и низкая мотивированность детей.
24 декабря прошло второе мероприятие — круглый стол по теме «Разработка модуля программы воспитания как механизма формирования экологической культуры». Помимо сотрудников лаборатории образовательных инфраструктур, в нем участвовали:
- Дмитрий Ермаков, профессор РУДН им. П. Лумумбы, доктор педагогических наук;
- Алексей Крылов, заместитель декана географического факультета ВШЭ, кандидат педагогических наук;
- Ирина Таранец, старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат биологических наук;
- Виталий Карагашкин, заместитель руководителя методического центра Департамента образовательной деятельности «Курчатовского института»;
- Екатерина Колесова, начальник экоцентра «Воробьёвы горы» ГПБУ «Государственный природоохранный центр», кандидат педагогических наук;
- Татьяна Резанова, заведующая кафедрой экологии АПО, руководитель проекта «Курсы повышения квалификации».
В ходе обсуждения участники определили структуру модуля программы воспитания, включающую этапы формирования экологической культуры, подходы и форматы воспитательной работы. Выделили ключевые темы для всех возрастных групп, включая урбанистику, формирование экопривычек и раздельный сбор отходов. Разработали рекомендации по организации экологических мероприятий и формированию устойчивой системы взаимодействия с партнерами.
Фото: Freepik