Преподаватели кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Андрей Сорокин и Анастасия Половникова выступили в качестве экспертов на цифровых стендах Министерства финансов Российской Федерации в рамках Московского международного салона образования — 2020.
В вебинарах и круглых столах приняли участие сотрудники Института стратегии развития образования Российской академии образования, Московского городского и представители образовательных организаций России.
- Запись вебинара «Финансовая грамотность российских школьников в контексте развития функциональной грамотности».
- Запись круглого стола «Проектная деятельность как образовательная среда развития финансовой грамотности».
Подробнее о событиях
26 апреля 2020 года состоялся вебинар «Финансовая грамотность российских школьников в контексте развития функциональной грамотности».
Состав участников
- Рутковская Елена, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО РАО».
- Ковалёва Галина, кандидат педагогических наук, заведующая Центром оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО».
- Половникова Анастасия, кандидат педагогических, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО МГПУ.
- Козлова Анна, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания ГБОУ г. Москвы «Школа 1273».
- Штильман Наталья, кандидат педагогических наук, преподаватель ИСПО им. К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ
- Сорокин Андрей, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО МГПУ.
В ходе вебинара, модератором которого выступила Е.Л. Рутковская, были проанализированы основные тенденции в педагогической науке по вопросу о формировании функциональной грамотности у современных школьников. Выступающие охарактеризовали результаты формирования финансовой грамотности у российских школьников в контексте международного исследования PISA.
В своём выступлении Г. С. Ковалёва сформулировала основные задачи, которые предстоит решать российским педагогам в процессе развития финансовой грамотности обучающихся. К таким задачам она отнесла:
- «Целенаправленные усилия по формированию финансовой грамотности в соответствии с международными стандартами…;
- формирование позитивного отношения к финансовому образованию; создание равных возможностей в получении финансового образования…;
- расширение региональных и национальных исследований в области финансовой грамотности и финансового образования».
Участники вебинара представили свой опыт по формированию финансовой грамотности у обучающихся на уровнях общего, среднего профессионального и высшего образования. А.А. Сорокин, обобщая опыт работы института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета по подготовке педагогов к формированию финансовой грамотности школьников, привёл в пример разработку новой магистерской программы «Формирование функциональной грамотности в социально-гуманитарном образовании». Набор на неё начался в этом году. В её реализации принимают участие ведущие преподаватели университета и научные сотрудники Института стратегии развития образования Российской академии образования.
26 апреля 2020 года прошёл круглый стол / представление опыта «Проектная деятельность как образовательная среда развития финансовой грамотности».
Состав участников
- Рутковская Елена, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО РАО».
- Сорокин Андрей, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО МГПУ.
- Райских Татьяна, кандидат педагогических наук, руководитель Барнаульского ММЦ АИРО им. А.М. Топорова
- Кузьмина Елена, координатор программы повышения финансовой грамотности населения Томской области.
- Чечнева Елена, МБОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Фёдора Матвеевича Зинченко», Томская область.
- Фурманов Даниил — учащийся 11 класса МБОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Фёдора Матвеевича Зинченко», Томская область.
- Герасименко Надежда, координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности в Ставропольском крае.
- Хамидулина Людмила, МБОУ гимназия № 19, г. Кисловодск, Ставропольский край
- Скрипников Никита — учащийся 11 класса МБОУ гимназия № 19, г. Кисловодск, Ставропольский край
- Половникова Анастасия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО МГПУ.
На круглом столе были представлены результаты реализации проекта «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе общего и дополнительного образования» (контракт No FEFLP/QCBS-3.25).
Проект был осуществлён Московским городским педагогическим университетом в 2018—2020 гг. Разработанный под руководством Е.Л. Рутковской УМК по обучению финансовой грамотности в системе основной образовательной программы школы, обеспечивающим организацию проектной деятельности школьников по созданию ими индивидуальных проектов в области финансовой грамотности, получил высокую оценку педагогов пилотных регионов. Как отметил А.А. Сорокин, апробация УМК и последующее методическое сопровождение организации проектной деятельности обучающихся в области финансовой грамотности и обеспечения преемственности, проходило в 9 регионах Российской Федерации.
Обмен опытом педагоги-кураторы могли осуществлять в рамках восемнадцати вебинаров, проведённых в ходе реализации проекта. С обобщением регионального опыта выступили участники проекта из Алтайского края, Ставропольского края, Томской области.
А.В. Половникова познакомила участников круглого стола с наиболее интересными ученическими проектами по финансовой грамотности из всех регионов-участников проекта. Участники круглого стало отметили необходимость продолжения совместной работы по организации проектирования в области финансовой грамотности и методическому сопровождению этой деятельности.