24 августа состоялось первое заседание рабочей группы Минобрнауки России по усовершенствованию работы суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Перед заседанием ректоры ведущих университетов приехали на пресс-конференцию в редакцию «Российской газеты» и рассказали, почему сервису нужен «апгрейд» и как прошел прием 2022 года.
В эту приемную кампанию были случаи нестабильной работы сервиса, — рассказал ректор Финансового университета при Правительстве РФ, заместитель руководителя рабочей группы Минобрнауки Станислав Прокофьев. — Мы вместе с министерством предложим новую структуру управления сервисом и его работы.
Действительно, прием-2022 показал, что из-за наплыва виртуальных посетителей — документы через суперсервис можно было подать в 900 с лишним российских вузов — он попросту «подвисал». Поданные заявления отображались в системе не сразу, отметки о согласии на зачисление тоже порой доходили до вуза с опозданием. Случаев масса — по всей стране. Доходило до того, что в некоторых вузах абитуриентам предлагали срочно нести в приемную комиссию оригиналы документов. Но если абитуриент из другого города? Тогда отправляйте экспресс-почтой!
Словом, перенервничали все — и абитуриенты, и приемные комиссии.
Предполагается, что работа группы пойдет по трем направлениям. В первую очередь, поработаем с нормативной базой, связанной с приемом, — отметил Станислав Прокофьев. — Также изучим и постараемся решить проблему информационной интеграции сервиса и электронных систем вузов. Третье направление — организационное, связанное с адаптацией внешней среды к системе, которое включает в себя организацию взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Прокофьев сообщил, что в планах на 2024 год ввести в рамках суперсервиса возможность отслеживать свою позицию не только в одном вузе, но по всему спектру избранных специальностей и по всем вузам.
Мы проработали и создали подобную систему внутри университета: каждый абитуриент мог заявить в порядке убывания значимости до 10 направлений подготовки, по которым он хотел бы учиться, — пояснил Прокофьев. — Компьютерная программа в режиме реального времени, с обновлением раз в полчаса, показывала, как меняется позиция абитуриента, какие шансы поступить на ту или иную специальность.
О проблемах говорили и другие участники пресс-конференции. По мнению ректора Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта Александра Федорова, суперсервис требует «апгрейда» в самое ближайшее время.
Фото: Олеся Курпяева
Инновация этого года — тотальное использование суперсервиса, у которого были существенные проблемы. Решать их нужно прямо сейчас, — подчеркнул Александр Федоров. — Нужны совместные усилия, прежде всего минцифры. Суперсервис — отличная машина, которую нужно совершенствовать, и тогда она принесет много пользы. Бывает, что самую хорошую идею портит плохая логистика. С этим нужно бороться.
Абитуриент должен не только в рамках одного вуза, но в рамках страны в целом, понимать, какие у него шансы на поступление. Это одна из целей, которую перед собой должен ставить суперсервис, — добавил исполняющий обязанности ректора Самарского национального исследовательского университета им. академика Королева Андрей Гаврилов.
Еще одной «горячей» темой беседы стало зачисление в одну волну. Эта волна подняла другую — волну возмущения среди абитуриентов и родителей. Хотя, напомним, зачисление в одну волну — не новинка, так же вузы работали и в прошлом году. Но если год назад все было в порядке эксперимента, то сейчас — закреплено официально в правилах приема. Успели приспособиться?
Интересно, знает ли кто-то из нынешних абитуриентов или их родителей, что раньше у нас еще было зачисление в ту самую одну волну, — напомнил проректор Московского городского педагогического университета Дмитрий Агранат. — Потом перешли на две. Имея опыт работы в условиях и одной, и двух волн, могу сказать: две волны — несправедливый подход к абитуриенту. Почему? В первую волну вузы должны были заполнить до 80 процентов бюджетных мест. И в силу того, что студенты с трудом определялись, медлили, во вторую волну конкурс мог быть даже больше, чем в первую.
Соответственно, студенты с меньшим количеством баллов могли пройти в первую волну, а высокобалльники с трудом пробивались и во вторую.
По мнению эксперта, одна волна — абсолютно правильное решение. Это мотивирует абитуриентов быстрее самоопределиться, куда они пойдут.
Аналог — спортивные игры. Все бегут, и финиш у всех один, — подытожил Дмитрий Агранат.
Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко не видит трагизма в одной волне зачислений.
Приемная кампания всегда проходит немного «под прессом» — и для поступающих, и для вузов, — говорит Инна Константиновна. — После основного этапа зачисления те, кто не поступил, имеют возможность самоопределиться и подать документы в дополнительный набор. Это тоже часть приемной кампании, один комплекс.
Ректоры отметили небольшой рост количества желающих поступать на платные отделения.
Возможно, это связано со стратегиями поступления в одну волну: кто-то не смог поступить, куда хотел, а теперь готов учиться на платной основе, — предположил Андрей Гаврилов. — Или это «скрытые резервы» прошлых лет — те, кто не поступил тогда. В любом случае, это явление этого года, которое интересно изучить.