Директор института развития профильного обучения МГПУ Михаил Силантьев рассказал журналу EdExpert, как реализуется в Москве предпрофессиональное образование — уникальный проект, призванный помочь ученикам старших классов осознанно выбрать профессию и образовательную траекторию.
В Москве существует шесть направлений предпрофессионального образования. Это инженерные, медицинские, предпринимательские, психолого-педагогические, ИТ- и медиаклассы. В этих отраслях сегодня больше всего требуются высококвалифицированные кадры. Их профессиональную ориентацию и подготовку решили начинать со школьной скамьи.
Полный цикл
Практики профориентации существовали в московском образовании всегда: отдельные школы выстраивали долгосрочные отношения с профильными вузами и компаниями. С 2015 года, когда в столице возникли первые предпрофессиональные классы, в этом взаимодействии появилась системность. В 2023 году в городе был утвержден единый стандарт предпрофессионального образования. Теперь погрузиться в профессию каждому ученику помогает логично выстроенная партнерская система школа — колледж — вуз — индустриальный партнер.
Организует и курирует это партнерство Институт развития профильного обучения Московского городского педагогического университета. Его команда формирует содержание образования и следит за тем, чтобы каждый мотивированный школьник, который вместо обычного посещения уроков выбирает для себя усложненный путь предпрофа, получил от него максимум пользы.
«В школах ученики предпрофессиональных классов углубленно изучают профильные предметы и получают первые специальные навыки на курсах. Параллельное обучение в колледжах помогает им вывести эти навыки на профессиональный уровень и глубже познакомиться с производственным процессом в выбранной отрасли. Работа над проектами и исследованиями на базе вузов позволяет ребятам прикоснуться к академической среде и конкретизировать сферу интересов. А экскурсии на площадки индустриальных партнеров и общение с потенциальными работодателями помогают поставить точку в вопросе карьерного самоопределения», — рассказал Михаил Силантьев.
Видимый результат
Среди партнеров предпрофессионального образования — более 50 столичных вузов и две научные организации. Их эксперты участвуют в разработке образовательных программ. Например, школьный учебный курс «Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека» разработан совместно с Сеченовским университетом, а курс «Журналистика и медиа» для медиаклассов — с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова.
Кроме того, вузы сопровождают проектно-исследовательскую деятельность школьников. Они знакомят учеников со своими направлениями работы и помогают определиться со сферой научных интересов. Если интересы ребенка совпадают с направлением работы кафедры, лаборатории или научного коллектива, он уже в 10-м или 11-м классе может попробовать себя в роли ассистента профессора, сделать вклад в исследование или проект. Но часто ученики предпрофессиональных классов приходят в вузы с уже готовыми идеями для статей и разработок.
«Преподаватели проводят для детей научные консультации, дают доступ к информации по теме, помогают в подборе профильной литературы, освоении исследовательских методов и инструментов для решения проектных задач. Если ученику необходимо провести эксперимент или собрать прототип устройства, вуз приглашает его в свои лаборатории, учит работать с высокотехнологичным оборудованием. Результатом такого взаимодействия для каждого ребенка становится завершенный проект или исследование. Школьник может представить его экспертам на городской научно-практической конференции и получить дополнительные баллы к ЕГЭ в случае победы», — рассказал Михаил Силантьев.
Полную версию статью читайте на сайте журнала EdExpert.