Пандемия коронавируса быстро расставила приоритеты. Красивая и для многих загадочная аббревиатура VUCA, как мантра, вторимая последние годы на громких мероприятиях знаковыми персонами из разных стран, получила, наконец, зримые очертания. Мир действительно оказался волатильным и непредсказуемым. Отследить кумулятивный характер большей части изменений, ведущих к лавинообразным эффектам, не представлялось уже тогда и не представляется сейчас возможным. Школы по всему миру, как отмечает Bloomberg, печально продемонстрировали массовую неготовность в условиях карантина к резкому переходу на онлайн-обучение. Схожую ситуацию в условиях России отметил и научный руководитель института образования ВШЭ Исак Фрумин.
Надо отдать должное, столичное образование в этом смысле играло на опережение. Развитие московского мегапроекта «Московская электронная школа» (МЭШ) стало адекватным ответом на вызов «черному лебедю» (хотя автор этого термина Насим Талеб не считает коронавирус таковым, называя его «белым лебедем»).
На фронтире дистанционного обучения в системе высшего образования, если бросить ретроспективный взгляд, стоял и МГПУ. С 2018 года полностью в дистанционном формате Университет реализует магистерскую программу «Развитие детской одаренности». Вот что рассказывают о программе и ее реализации куратор программы Олег Зверев и куратор одного из модулей Роман Комаров
Олег Зверев, куратор программы, доцент МГПУ
Уже на этапе проектирования мы в концепцию программы, пытаясь спрогнозировать возможные риски, заложили факторы хеджирования. Тогда, разумеется, никто не знал, чем эти риски конкретно обернутся — пандемией, природными катаклизмами, техногенными угрозами или чем-то еще. Банально: район, где находится корпус университета, может остаться без электроснабжения, и образовательный процесс будет сорван. Таких причин может быть миллион. Первый фактор хеджирования, который мы учитывали, — это опыт мастерской «Безопасная школа» и магистерской программы «Обеспечение безопасности образовательной организации», ежегодно попадающей в топ магистерских программ МГПУ по итогам приемной кампании. Второй фактор — как раз дистанционный формат, обеспечивающий автономность и независимость программы от внешних факторов, таких как расстояние, физическое местонахождение в настоявший момент времени спикера программы, студента, что делает программу доступной для абитуриентов из разных регионов России.
Ученый секретарь ученого совета МГПУ Роман Комаров, куратор одного из модулей программы
Конечно, это потребовало иной организации образовательного процесса: упор на видеоконтент, case study, проектные коллаборативные задания, принципиальное переформатирование работы с динамикой, в том числе надо было решать задачу IT-обеспечения. Благо, у университета в этом смысле адекватный ресурс. Мы не изобретали велосипед, а взяли то, что проверено и надежно. Именно — платформу Microsoft Office 365.
Может показаться, что это не оригинально. Но мы не гнались за внешним лоском, и наш выбор себя оправдал. В бытовом сознании Office 365 ассоциируется с привычными всем приложениями — Word, Excel, PowerPoint. Мы же изначально сделали ставку на Teams, Class OneNote с его collaboration space, Forms, OneDrive, Stream и др. В связке они являются прекрасной образовательной экосистемой, позволяющей при переходе на дистант не потерять в качестве. Это сейчас Teams не знает только ленивый, а два года назад в системе высшего образования мы были пионерами.
Программа «Развитие детской одаренности»
Программа разработана специально с ориентацией на большие вызовы XXI века и стратегию научно-технологического развития страны до 2025 года, согласно которой в каждом субъекте РФ планируется создать 85 региональных центров выявления и поддержки одаренных детей по модели и с учетом трансляции успешных практик Образовательного центра «Сириус».
Уникальность настоящей магистерской программы базируется на принципе action research, сформулированном выдающимся психологом Куртом Левином: «Если ты хочешь что-то понять, попробуй это изменить».
Action research — исследование, целью которого является не просто получение новых знаний, подтверждение гипотез, сбор эмпирических фактов, а решение практических задач, связанных с изменением ситуации.
Актуализация проблемы профессиональной подготовки профессионалов для системы работы с одаренными детьми инициирует необходимость определения ключевых идей, положенных в основу соответствующих образовательных программ.
Основными идеями программы стали:
1. Отказ от одностороннего понимания феномена одаренности, рассмотрение широкого спектра существующих концепций и теорий для последующего их осмысления и возможного применения.
2. Изучение и анализ накопленного зарубежного и отечественного опыта работы с одаренными детьми в контексте конкретной образовательной парадигмы и с учетом возможностей новых технологий.
3. Использование эмпирической базы результатов деятельности ведущих образовательных центров, ориентированных на работу с одаренными детьми, с выявлением актуальных проблем и эффективных практик.
4. Органичное сочетание теоретического и практического компонентов в содержании образовательной программы, обеспечивающее овладение спектром компетенций: аналитических, исследовательских, экспертных, моделирующих, управленческих, проектирующих и коммуникативных.
5. Организация деятельностного освоения образовательной программы с использованием современных способов передачи знаний и взаимодействия
субъектов образовательного процесса, включая современные образовательные технологии и цифровые ресурсы.
6. Осуществление поэтапного овладения компетенциями и публичного представления результатов исследовательской деятельности в различных форматах с участием ведущих экспертов в области образовании и развития одаренности.
7. Привлечение к проведению исследований обучающихся в области развития детской одаренности консультантов — стейкхолдеров, обладающих уникальным опытом работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, проектирования и управления образовательными системами и др.