19 июня по инициативе кафедры английского языка и лингводидактики в ИИЯ состоялась открытая научно-методологическая дискуссия на тему «Межкультурное образование средствами иностранного языка». Почётным спикером дискуссии выступил доктор педагогических наук, профессор Бердичевский Анатолий Леонидович, давний друг ИИЯ МГПУ, известный учёный-методист, ныне проживающий в Австрии, специалист в области преподавания РКИ, руководитель европейских проектов по разработке учебников русского языка как иностранного и для билингвов, удостоенный приказом Президента РФ медали им. Пушкина «За заслуги в популяризации и сохранении русского языка за рубежом». В ходе дискуссии, посвящённой проблемам современной системы языкового образования с позиции межкультурного подхода, был рассмотрен ряд важных тем. В частности, были подняты следующие вопросы:
- Насколько правоприемной может и должна быть языковая подготовка по отношению к широкому контексту образования личности, и каковы аксиологические основания такой интеграции?
- Что составляет суть современного межкультурного образования, и каким образом это проявляется в языковом образовании как сегменте (аспекте) целостного образования личности?
- В чём суть языкового образования с позиций межкультурной специфики? Какова приоритетная фокусировка современного межкультурного языкового образования?
- Почему целевым ориентиром межкультурного образования на современном этапе становится формирование субъектности обучающегося, и что понимается под феноменом т.н. «третьей культуры» (метакультуры, транскультуры, пр.), напрямую связанным с качеством субъектности?
- Что понимается всё-таки под «диалогом культур», и насколько эта цель реализуема в современной системе языковой подготовки?
- В чём заключается антропоцентричность межкультурного образования средствами иностранного языка?
В целом, дискуссионное пространство встречи позволило еще раз подчеркнуть тезис о том, что контекст овладения иностранным языком в современном мире является именно образованием, суть которого заключается в переносе акцента с обучения деятельности (коммуникативной компетенции) на развитие целостного мировоззрения личности (образования). Такая трансформация, обусловленная переходом со знаниецентрической на культуросообразную парадигму образования, основывается на стремлении к диалогичности культур, в свою очередь, субъективирующихся в личностях конкретных представителей этих культур. При этом в ходе построения диалогического взаимопонимания возникает феномен т.н. «третьей культуры» как некое качественное приращение (единичного) понимания в результате встречи с иным. Особо значимую позицию в межкультурном образовании средствами иностранного языка приобретает учитель иностранного языка, а также автор учебника (учебно-методического комплекса).
В ходе дискуссии приняли участие учёные в области теории и методики обучения иностранным языкам, практикующие преподаватели и учителя иностранных языков, аспиранты и соискатели, а также все, кто приветствует процесс современного развития лингвообразовательной теории и практики. Благодарим всех участников дискуссии и надеемся на новые вдохновляющие встречи!