10 декабря 2021 года Лаборатория проектирования культурно-исторических моделей образования института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского организовала и провела Международный телемост «Колледж-мастерская творчества» с участием представителей системы среднего профессионального образования России, Казахстана и Сербии.
Встреча была посвящена обсуждению актуальных проблем и перспектив развития креативности обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) как основы становления профессионализма современных специалистов среднего звена во всех отраслях экономики в быстро меняющемся мире. В телемосте приняли участие представители ГАОУ ВО МГПУ, МПГУ, Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, Высшего колледжа ASTANA POLYTECHNIC г. Нурсултан, Академии искусств Университета Нови-Сад (Нови-Сад, Сербия).
Телемост проходил в формате круглого стола, в ходе которого коллеги из разных стран в живом обсуждении познакомили с опытом и моделями систем среднего профессионального образования в разных странах и спецификой подходов к развитию творческого потенциала будущих специалистов.
Большой интерес гостей вызвал рассказ Льва Геннадьевича Кравцова, заведующего Лабораторией, о направлениях ее деятельности по разработке методологии и реальных моделей внедрения в образовательный процесс культурно-исторической модели Л.С. Выготского. Саня Филипович, представитель Университета Нови-Сад, отметила, что нас связывают не только давние научные связи, но и единство взглядов на подготовку кадров на основе синтеза художественного творчества и обучения по профессиональным образовательным программам. В своем выступлении Алия Сактагановна Мамбеталина и Марина Шаймердинова (Высший колледж ASTANA POLYTECHNIC) подчеркнули, что у Казахстана и России сегодня много общих перспектив и направлений реформирования системы СПО на основе запросов экономики и интересов обучающихся, а также представили интересную модель психологического сопровождения студентов колледжа на основе развития креативности как средства самопознания, адаптивности и развития субъектности личности студента.
Сотрудники Лаборатории Светлана Владимировна Обоева и Елена Львовна Бережковская познакомили участников встречи с идеями и опытом развития личности студента на основе синтеза профессионального творчества и других видов творческой деятельности в разных форматах. Особый интерес вызвала идея внедрения в образовательный процесс СПО такой модели, как творческие мастерские: разговор о ней начала Е.Л. Бережковская, а Владимир Товиевич Кудрявцев, ведущий научный сотрудник Лаборатории, не только дал этой идее содержательное развитие, но и предложил сделать обсуждение такого подхода контекстом одной из следующих встреч — его выступления в ходе беседы вызывали неподдельный интерес аудитории. В том числе, он подчеркнул, что изучение и научное развитие проблематики среднего профессионального образования и развития личности студента СПО на сегодняшний день — мало изученные области, следовательно, необходимо объединение усилий ученых разных стран в проведении специальных исследований по данной проблематике.
Модератор встречи, эксперт Лаборатории Наталья Александровна Воробьева, подводя ее итог, предложила продолжить этот формат международного взаимодействия на постоянной основе, что вызвало единодушное согласие и поддержку участников. Была достигнута предварительная договоренность о встрече в феврале 2022 года. Надеемся, что эта встреча стало первой в истории плодотворного международного сотрудничества по развитию системы СПО на основе современных вызовов и достижений психолого-педагогической науки!