Top.Mail.Ru

Развиваем академическое международное сотрудничество

Профессор МГПУ Тамара Богданова приняла участие в международной научно-практической конференции «Междисциплинарный подход как главное условие в своевременном выявлении снижения слуха и предупреждения инвалидности»

Конференция вызвала большой интерес специалистов: 12 стран-участниц, более двухсот участников очных сессий, 1350 онлайн-просмотров в реальном времени, которое продолжает расти в последующие дни. Наибольшее количество докладчиков — из России, что свидетельствует о тесном сотрудничестве специалистов наших стран.

Программа конференции была насыщенной и включала посещение центра социальной адаптации и трудовой реабилитации «САТР», руководителем которого является организатор конференции доктор педагогических наук, профессор Роза Сулейменова, национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования.

На конференции с докладом «Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха» выступила профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии МГПУ доктор психологических наук, профессор Тамара Богданова. В докладе отмечено, что научные разработки последнего времени посвящены поиску новых форм междисциплинарного взаимодействия различных направлений научного знания. Современная наука, в том числе психология лиц с нарушениями слуха, опирается на междисциплинарный характер представлений человека о действительности, о мире как едином целом. Изучение сложных систем, к каковым относятся как психика в целом, так и ее отдельные конструкты, в частности — потребности, требует особого методологического подхода. В связи с этим в психологии наблюдается тенденция к интеграции психологических знаний. Средством такой интеграции нередко выступает междисциплинарный подход. Именно он позволит изучать и определять особые образовательные потребности не только как системы, но и в реальном взаимодействии с практикой обучения детей с нарушениями слуха.

В докладе выделены две тенденции в междисциплинарных исследованиях особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе — с нарушениями слуха, и их особых образовательных потребностей. Первая — внутринаучная интеграция психологических знаний. Для определения особых образовательных потребностей как сложного образования необходимо использование знаний из разных областей психологии — общей, возрастной, социальной, педагогической. Вторая тенденция характеризует взаимодействие специальной психологии с другими науками — биологическими, медицинскими, педагогическими, лингвистическими и др.

При определении особых образовательных потребностей имеет значение взаимодействие трех составляющих: закономерности психического развития ребенка (общие и специфические), характеризующие собственно особые образовательные потребности, на основе которых формируются и организуются специальные образовательные условия. Потребности детей с нарушениями слуха целесообразно разделить на три группы: к первой группе относятся потребности, обусловленные отклонениями второго и третьего порядка (например, в развитии всех видов словесной речи, в овладении восприятием и воспроизведением устной речи и др.); ко второй группе относятся потребности, определяющие особенности обучения (в модификации учебных планов и программ, в увеличении учебного времени, отведенного на усвоение программы обучения на всех возрастных этапах; обучении на основе специальных методов и приемов). К третьей группе следует отнести потребности, связанные с социальной адаптацией (в обогащении жизненного, практического, социального опыта; во включении в общество; потребность в развитии личностной сферы: развитии эмоций, адекватной самооценки).

В докладе было отмечено, что динамическая структура особых образовательных потребностей выступает как основа построения коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми с нарушениями слуха, а их иерархическая организация становится основой ресурсного обеспечения создания специальных образовательных условий для детей с нарушениями слуха, независимо от того, в какого типа образовательной организации обучаются дети, — коррекционной направленности или инклюзивной.

Доклад профессора МГПУ вызвал интерес специалистов. Особенно важным стал для докладчика тот факт, что при подготовке сурдопедагогов в Республике Казахстан применяется учебник «Сурдопсихология», автором которого она является.



Начал работу карьерный портал «Банк резюме»


22 июля 2024 г.


Департамент образования и науки города Москвы совместно с Корпоративным университетом запустил карьерный портал столичного образования «Банк резюме»

Минобрнауки РФ: целевое обучение в вузах России


22 июля 2024 г.


Выбери профессию, которая точно нужна, и работай там, где тебя будут ждать