В завершающемся 2018 году Лабораторией профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ впервые была разработана и апробирована специальная программа сопровождения и поддержки сертифицированных выпускников.
Начало этой программы было положено еще в декабре 2017 года, когда в университете состоялся тренинг по тайм-менеджменту для обладателей сертификата «Московский учитель» (тренер — Эвелина Мария Саликова, младший научный сотрудник лаборатории). Уже в январе 2018 года прошла вторая очная встреча, посвященная вопросам профилактики стресса и эмоционального выгорания (ведущая — Юлия Челышева, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, доцент, кандидат педагогических наук).
В марте-апреле для участников программы было организовано три вебинара. По темам «Урок в современной школе. Требования к современному уроку» и «Урок: логика самоанализа» выступил Александр Моисеев, ведущий научный сотрудник лаборатории, доцент, кандидат педагогических наук. Третий вебинар «Целеполагание как путь к самоорганизации» провела Эвелина Мария Саликова.
15 июня 2018 года состоялась завершающая очная встреча организаторов и участников программы. Каждый выпускник подробно рассказал о главных событиях первого года своей работы в школах города Москвы и по просьбе организаторов высказал свои пожелания, предложения по улучшению программы и сопровождению молодых специалистов.
Важной составляющей реализации содержательной части программы по сей день является живой диалог участников и организаторов программы, размещение последними полезных материалов в закрытом сообществе на Фейсбуке. Это позволяет выявить типичные проблемы, с которыми сталкиваются начинающие учителя, и содействовать их решению. В частности, это проблемы, связанные с толкованием нормативных актов, правами молодых педагогов, системой оплаты труда, взаимоотношениями с администрацией школы, поддержанием дисциплины в классе, планированием учебных занятий
«Плюсы проекта: преимущества при трудоустройстве, методическая поддержка со стороны компетентных представителей проекта. Я пошла работать в школу только благодаря проекту», — отметила другая участница.
Пожелания участников организаторам проекта и программы сопровождения также оказались содержательными: «Наиболее удачной является дистанционная поддержка участников, однако увеличение очных мастер-классов пошло бы на пользу проекту».
Ярко подвела итоги учительского года в школе еще одна участница, которая поделилась своими открытиями:
- «Дети бывают трудными, но рука, вовремя протянутая этим детям, даст вдвое больше плодов, чем ты ожидаешь»;
- «Настрой детей на урок напрямую зависит от того настроения, с которым я войду в класс».
В ходе реализации и апробации программы сотрудники Лаборатории профессионального развития в образовании ИСП МГПУ получили признание на крупных образовательных событиях, среди которых конкурс лучших практик наставничества в номинации «Наставничество в образовании и кружковом движении» и хакатон «Mentor Hack» на Всероссийском форуме «Наставник-2018», организованном Агентством стратегических инициатив, а также конкурс «Graduate awards» от ООО «Люди и Коммуникации» в номинации «Лучшая программа по работе со студентами» и конференция Университетского округа МГПУ.
С начала нового 2018−2019 учебного года работа по сопровождению наших выпускников продолжается. В ноябре и декабре состоялись две ключевые встречи с обладателями сертификата «Московский учитель». Впереди еще много интересного!