2−3 февраля состоялся I Международный Фестиваль «Медиация. Молодость. Будущее!», объединивший специалистов в области медиации в образовании. В событии приняли участие 850 участников из 8 стран: Армении, Белоруссии, Испании, Казахстана, Киргизии, Кыргызстана, Латвии, Молдовы и 47 регионов РФ. Инициатором фестиваля выступил институт непрерывного образования МГПУ, а превратить идею в реальность помогли наши партнеры: «Центр защиты прав и интересов детей», Центр управления бизнес-конфликтом «Мост», Белорусский государственный университет, Окружная службы медиации ЦАО г. Москвы, Центр переговоров и урегулирования споров г. Краснодар, члены экспертного совета по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях Минпросвещения РФ.
Основной целью фестиваля стало формирование профессионального сообщества, объединяющего медиаторов и специалистов служб медиации и примирения, популяризация гуманистических идей и технологий медиации и примирения в образовании, социальной сфере.
В своем приветственном обращении уполномоченный по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации Мария Алексеевна Львова-Белова подчеркнула:
«Я получаю множество обращений со всей страны. Часто это просьбы о помощи и защите детей, которые оказались подвержены буллингу и травле, пишут родители, чьи дети оказались в конфликтной ситуации в учебных заведениях, а они ничего не смогли сделать. Выходом из этой ситуации как раз может стать медиация — один из эффективных механизмов предупреждения и разрешения конфликтов».
Уполномоченный по правам ребенка по Московской области Ксения Владимировна Мишонова, обращаясь к участникам фестиваля, отметила:
«Наша общая цель — бесконфликтная, дружелюбная открытая школьная среда для детей, родителей и учителей. Поэтому важно, чтобы вы научили всех участников школьного процесса жить и учиться без конфликтов.
В рамках фестиваля впервые в России был проведён конкурс профессионального мастерства для координаторов служб медиации/примирения. В жюри вошли члены экспертного совета по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях Минпросвещения РФ: старший преподаватель кафедры педагогических технологий непрерывного образования МГПУ Лариса Ножичкина, советник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Роман Чуприков, начальник отдела медиации Центра защиты прав и интересов детей Марина Быкова, руководитель Городской службы примирения Москвы, сотрудник Центр экстренной психологической помощи МГППУ Антон Коновалов, президент Центра переговоров и урегулирования споров Елена Морозова.
Конкурс проводился в двух номинациях: для специалистов, работающих в медиации до трех лет, и для опытных специалистов со стажем более3-х лет.
Участники конкурса представили свою визитку (особенности организации деятельности службы медиации / примирения), выступление в формате TED TALKS, а также провели процедуру медиативной встречи, где решали кейсы. Сценическую версию реальных конфликтных ситуаций из школьной жизни с участием директора школы, учителей и молодой мамы убедительно воссоздали актеры. Харизма и тонкая игра переживаний, нюансы переходов от глубокого разочарования к легкому проблеску надежды на урегулирование конфликтной ситуации — такие эмоции видели участники Фестиваля.
Жюри отметило высокий уровень профессиональных компетенций конкурсантов, владение медиативной культурой, следование правилам профессиональной этики и основным принципам медиации. Каждый сумел создать безопасную и доброжелательную обстановку, показал уровень владения коммуникативными техниками.
Призерами конкурса стали: 1 место — Виктория Тихачева (г. Краснодар), 2 место — Марина Борунова (Московская область, г. Электросталь), 3 место — Татьяна Новикова (Московская область, г. Красногорск).
Панельная дискуссия «Перспективы гуманистических идей медиации в современном мире», состоявшаяся во второй день фестиваля, была посвящена острым проблемам этики взаимодействия профессионального сообщества, создания безопасной образовательной среды и актуальной теме сосуществования моделей школьных служб медиации и примирения.
Детальное обсуждение различных вопросов медиативных практик прошло в ходе 5 тематических секций:
- «Медиативные практики как ресурс развития современного социума» (руководитель секции: преподаватель кафедры педагогических технологий непрерывного образования Лариса Носова),
- «Опыт применения восстановительных практик в образовательных организациях» (руководитель секции: руководитель Городской службы примирения Москвы, Антон Коновалов),
- «Эффективные практики деятельности служб медиации в специальных учебно-воспитательных учреждениях» (руководитель секции: начальник отдела медиации Центра защиты прав и интересов детей Марина Быкова),
- «Семейная медиация: опыт работы в городе XXI века» (руководитель секции: окружной службы медиации ЦАО г. Москвы, медиатор Центра «Семья» Владимир Графский),
- «Медиация в карьере. Взгляд в будущее!» (руководитель секции: аналитик отдела медиации Центр защиты прав и интересов детей Анатолий Козлов) .
Одновременно прошли три мастер-класса: Эльвира Аванесова и Илья Урушев представили техники по работе с эмоциями, Марина Шмагина и Оксана Алехова презентовали авторскую тренинг-игру «Мастер-коммуникации», а Марина Шмагина и Оксана Алехова поделились технологией организации и проведения медиативной акции «Путь к миру», способной стать значимым событием города.
Мы считаем, что фестиваль справился со своей задачей и собрал единомышленников, готовых продвигать идеи медиации и воплощать их в жизнь. Об этом говорят и отзывы участников:
«Спасибо за фестиваль. Хорошо что он становится площадкой, объединяющей разные практики и разных людей. Конференций по медиации проходит много, но у фестиваля появляется свой неповторимый облик, в том числе с конкурсом мастерства. И сам конкурс повышает свое мастерство — очень хорошая идея с критериями в электронном виде. Еще раз спасибо всей команде!»
— Антон Коновалов.
«Радостно, что в сентябре данный фестиваль перерастет во Всероссийское совещание по проблемам медиации, давая возможность рождению новых проектов и прорывных инновационных педагогических технологий, расширению сфер влияния медиации и в других видах образовательных учреждений, например кадетских и казачьих корпусах, музыкальных, художественных и театральных школах
и т. д. Важно и изучение влияния культурных и духовных основ на процессы развития медиации в многонациональных по составу учащихся школах. Надеюсь, что ваша столь многогранная творческая деятельность найдет отражение в отдельных статьях сборников материалов последующих конференций, совещаний, форумов и фестивалей посвященных медиации»,
— Георгий Новиньков.