Магистранты программы МГПУ «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодёжи» — невероятно увлечённые и творческие люди. Поговорив с Анной Масленниковой, окончившей в этом году 1 курс, мы ещё раз в этом убедились.
Расскажите, пожалуйста, о Вашей профессиональной деятельности, проектах и начинаниях.
По первому образованию я журналист. Долгое время была редактором иркутского делового издания: писала о бизнесе, банках, недвижимости.
В сфере чтения оказалась весной 2017-го. Отработав месяц пресс-секретарем первого Иркутского международного книжного фестиваля, поняла: моё! Стала двигаться в этом направлении. Прошла обучение в Школе волонтёров чтения, начала создавать свои читательские проекты — поэтические баттлы, писательские курсы для детей.
В 2018 году мы с коллегами — директором Центра немецкого языка Любовью Окладниковой и директором детского книжного магазина «Кукуля» Марией Бызовой — придумали свой проект, праздник чтения для детей и взрослых «День Ч».
Идею «семейного интеллектуального выходного» подхватили многие иркутские организации, волонтёры — событие стало традиционным. А в 2019 году проект поддержала Иркутская нефтяная компания. Благодаря этому «День Ч» стал бесплатным для гостей, а мы получили возможность организовывать книжную ярмарку и привозить федеральных и зарубежных спикеров: писателей, иллюстраторов, издателей.
Праздник чтения стал двухдневным: традиционную «семейную» программу дополнили лекции, мастер-классы, дискуссии для профессиональной аудитории — педагогов, библиотекарей. Расширилась и география проекта: уже второй год «День Ч» проходит не только в Иркутске, но и в Усть-Куте — небольшом городе на севере области. Там подобные культурные события ещё нужнее и важнее: в марте на праздник пришли больше 1000 человек. Отдача была невероятная!
В прошлом году проект праздника чтения был признан лучшим на VI Международном педагогическом форуме в Сочи. Но мы не останавливаемся, конечно. Сейчас продумываем варианты онлайн-программы на осень, планируем более плотно работать с профессиональной аудиторией, а также с волонтёрами, которым интересна организация подобных книжных событий.
Как Вы узнали о магистратуре «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодёжи» и почему возникла потребность поступить именно сюда?
О магистратуре узнала из Facebook: у кого-то из издателей был пост о старте приёмной кампании. Прочитала подробности — именно то, что нужно! К этому моменту уже возникла потребность теоретически осмыслить, проанализировать то, что мы делаем на практике. «День Ч» быстро рос — надо было расти вместе с ним.
Поэтому я начала готовиться к поступлению. Хотя, конечно, не обошлось и без самоиронии: 90% моих родственников — педагоги, и я всю жизнь говорила о том, что никогда и ни за что не пойду по этому пути. И вот, пожалуйста, — педагогический университет!
Мне известно, что Вы учитесь удалённо: насколько это удобно? Возникают ли какие-либо проблемы из-за дистанционного обучения?
Возможность учиться дистанционно привлекла сразу. Признаюсь, в начале обучения я подумывала о переезде в Москву, но довольно скоро поняла, что в «региональности» сила, что это прекрасная возможность — получать качественные знания и применять их здесь, на своей земле. В регионах, как мне кажется, гораздо больше простора для творчества, незанятых ниш, непройденных дорог. Так интереснее, хоть порой и труднее.
Никаких проблем с дистанционным обучением не было. А когда в марте все «перебрались» в Zoom, границы и вовсе стёрлись. Конечно, живое общение не заменить, и многие хорошие идеи рождаются не в прямых эфирах, которые доступны нам, «дистанционщикам», а на переменах (когда приезжала в Москву осенью и в декабре, не раз убеждалась в этом). Но у нас сложилась очень дружная команда, мы общаемся в Facebook, помогаем друг другу. Так что расстояние не помеха.
Как полученные знания помогают развивать собственные идеи и проекты?
Магистратура вдохновляет. Само осознание, что ты не один такой, что есть много людей, которые занимаются тем же, чувствуют так же — окрыляет, придаёт сил. И если до магистратуры я двигалась очень осторожно, «на ощупь», то теперь стала смелее и увереннее. Появилось больше понимания, осознанности в том, что и как мы делаем. Появилось желание «упаковать» свой опыт и передать его другим — этим займусь в рамках выпускной квалификационной работы.
Отдельное спасибо магистратуре за Zoom. Наше первое занятие в таком формате прошло за неделю до того, как объявили режим самоизоляции. Одним из заданий курса «Социальное чтение» было придумать и провести занятие по книге онлайн. Никогда бы не подумала, что решусь на это. Но страшно обычно сделать первый шаг. В итоге весь апрель и май мы проводили занятия по книгам в Zoom для друзей «Дня Ч». Читали, мастерили, творили, экспериментировали. Мне очень нравится эта ориентированность магистратуры на практику: всё, что происходит на лекциях и семинарах, мы сразу можем перенести в жизнь.
Изучив группу магистратуры в Facebook, я обратила внимание, что студенты называют друг друга магами (и это не сокращённая форма слова «магистрант»), а магистратуру — магической. Расскажите, пожалуйста, что же в ней такого магического?
Мне часто задают этот вопрос, и мне всегда кажется, что словами это очень трудно объяснить. Для меня главная магия — люди. Преподаватели, которые вдохновляют и щедро делятся с нами всем, что знают, умеют и (что особенно ценно!) в чём сомневаются. И маги — очень разные, интересные, самобытные.
Все мы оказались в одном «котелке», и этот «бульон» меняет каждого. Иногда настолько, что диву даёшься. Например, Ольга Варфоломеева из Электрогорска: в сентябре грустила, что в её городе нет современных детских и подростковых книг, а в феврале уже проводила свой книжный фестиваль. Такие вот превращения — действительно магические!
Беседовала Татьяна Сандакова