Какие цели преследует абитуриент, поступающий в магистратуру МГПУ «Проектирование городских образовательных инфраструктур«? Хорошо, если от обучения он хочет взять максимум новых знаний, но если будущий студент еще и понимает, что благодаря этим знаниям он сможет в лучшую сторону поменять окружающую его действительность, значит, он собирается сделать правильный выбор!
Такого мнения придерживается и выпускница программы Анастасия Овчарова: «Многое из того, что происходит в образовании, зависит от вас. Конкретно от того, какие решения вы принимаете в своей деятельности», — утверждает она.
Чем Bас заинтересовала магистерская программа «Проектирование городских образовательных инфраструктур» и почему Вы решили поступать именно сюда?
Будучи педагогом, я постоянно учусь сама, поэтому подыскивала полноценную программу, а не просто курсы повышения квалификации, которыми уже не могу «насытиться», утолить голод знаний. Для меня определяющими оказались два фактора. Первый — название и содержание программы. Я учитель литературы и много работаю над тем, чтобы мои ученики не только открывали книгу и читали вместе со мной на уроке, но и выходили в город, дружили с ним, чтобы школа могла смело сказать: «Мы — органичная часть города!». Во-вторых, узнав, что программа новая, я обрадовалась: репутация МГПУ как прогрессивного вуза позволила сделать выбор в пользу именно этой магистратуры.
Какие курсы оказались для Bас наиболее интересными? Почему?
Конечно, теория и методика оценки пространства. В первую очередь ради этих знаний я пришла в магистратуру. Это передовой фронт педагогической науки, исследующий пространство школы и способы его организации. Шкала SACERS, с которой нас познакомила Елена Иванова уже на 1 курсе, просто перевернула мое представление о школе как месте пребывания ребенка. Можно сказать, такой подход к оценке среды школы позволил мне встать на ступеньку выше в своем видении того, какой должна быть школа.
Мощным оказался курс по дизайну с Екатериной Барсуковой. Я никогда не думала, как это интересно: продумывать и создавать руками физическое пространство. Екатерина Михайловна открыла секретные дизайнерские «фишки», позволила взглянуть на мир глазами творца необычных шкафчиков, лавочек, столов, стульев, пуфов и стендов.
В целом в магистратуре очень продуманная система обучения. В институте, который я окончила 10 лет назад, курсы шли по полгода и успевали надоесть. Здесь иная система: модули, сменяющие друг друга, погружают в предмет максимально полно.
Основы брендирования и продюсирования, ведение и защита проекта, методология управленческой компетенции педагога XXI века, инфраструктура чтения и современная литературная среда — за эти два года я узнала обо всем, что происходит сейчас в образовании. Кто и как определяет, какой будет современная школа; кто создает дизайн самых крутых школ столицы; какие гениальные умы придумывают и оформляют уютные школьные столовые, похожие на рестораны. Все это было крайне интересно, и, если честно, я жалею, что эти два года закончились так быстро.
В итоге я пересмотрела требования к тому, какой может стать современная школа. Раньше это казалось сказкой, но теперь это реальность, и я ее увидела. Безопасность, освещение, столовая, зонирование и уровень приватности — теперь, когда я захожу в школу, мне мало обшарпанного коридора со стендами и стенгазеты на ватмане в углу класса. Я хочу видеть в школе грамотное зонирование, продуманный дизайн, безопасность и комфорт для каждого ученика.
Где проходила Bаша практика и насколько полезной она оказалась?
Практика у нас была самая лучшая! Перед нами поставили задачу увидеть и оценить самые яркие, интересные, крутые школы Москвы и Подмосковья. Гимназия Примакова, Летово, школа № 2070, школа № 543 и многие другие «жемчужины» — мы просто смотрели на все это, открыв рот, и впитывали как губки. Таких ярких цветов, уютных диванчиков, шикарных библиотек я не видела в школе никогда. Школьникам, я считаю, действительно повезло. У них есть возможность учиться в комфортной среде, которая учитывает все их потребности и помогает максимально раскрыть потенциал.
Апогеем практики стала, конечно же, поездка в Финляндию на 1 курсе. Она восхитила меня! Я впервые видела школы с четко продуманной, потрясающе организованной средой. Нам всесторонне показали уровни образования страны: школы разных ступеней, институт. Везде директора и сотрудники приветливо рассказывали о том, как они работают над созданием самой уютной, но в то же время насыщенной среды для каждого ученика. После этой поездки я изменила свое мнение о том, какой должна быть школа. Никакого старья! Только грамотно спроектированная среда и умные решения. Помогла мне в этом именно наша практика, до мелочей продуманная МГПУ.
В чем, на Bаш взгляд, заключается главная особенность и изюминка этой магистратуры? Без чего она бы потеряла свой шарм?
Изюминкой магистратуры я считаю очень корректное соединение теории и практики. В классическом вузе мне не хватило именно практических знаний, применения теории на практике. Здесь я дополучила все.
Недавно Bы написали стихотворение, посвященное магистратуре, которое стало ее настоящим гимном! Какие события вдохновили Вас на его написание?
Я филолог по духу и по профессии, преподаю литературу. Когда работаешь с текстами, события жизни неизменно тебя вдохновляют. Два года учебы пролетели очень быстро, хотелось как-то запечатлеть этот момент. Сама магистратура новаторская, вспомнились футуристы и Маяковский с его знаменитым «Послушайте!». Так родилось это стихотворение, которое я посвятила первому выпуску магистратуры.
Что нужно знать абитуриентам, рассматривающим магистратуру «Проектирование городских образовательных инфраструктур» для поступления?
Будет интересно, могу сказать точно. Нелегко в чем-то, но по итогу будете вспоминать это время как самое продуктивное в своей жизни.
Многое из того, что происходит в образовании, зависит реально от вас. Конкретно от того, какие решения вы принимаете в своей деятельности. Не стоит недооценивать обучение и повышение своего уровня развития. Обязательно учитесь и вдохновляйтесь! Успехов!
Беседовала Татьяна Сандакова