В ходе «Научного старта-2021», прошедшего в ИИЯ с 22 по 26 марта, кафедра французского языка и лингводидактики организовала дискуссионную площадку «Цифровизация иноязычного образования: вызов принят!», на которой студенты магистратуры первого (программа «Цифровая лингводидактика») и второго (программа «Разработка и оценивание электронных средств обучения ИЯ») лет обучения обменялись мыслями об актуальных проблемах иноязычного образования в школе, вузе и в информальном контексте.
Модераторы дискуссионной площадки — руководитель программ, директор ИИЯ, профессор Елена Тарева и и.о. заведующего кафедрой, доцент Светлана Михайлова.
Две фазы дискуссионной площадки позволили магистрантам обсудить следующие вопросы:
- Цифровая лингводидактика — модный тренд или насущная необходимость?
- Дайте нам точку опоры, или Какое электронное образовательное средство считать эффективным?
- Держать дистанцию, или Как сделать эффективным онлайн-обучение ИЯ?
- От теории к практике: первые разработки технологий и электронного средства обучения ИЯв цифровой образовательной среде.
В качестве пост-дискуссионной рефлексии студенты составили коллаборативный манифест цифрового учителя, где каждый выразил свою позицию в одной емкой фразе «Я — цифровой учительИЯ, потому что…».
Приводим несколько выдержек из онлайн-манифеста:
Алексей Шерешков:
Я — цифровой учитель и я принимаю вызовы современного общества, потому что:
— знаю, что это становится всё более прибыльной профессией, оставаясь стабильно востребованной;
— умею осваивать интерактивные инструменты и сайты для более наглядной подачи материала, например, на моих занятиях по репетиторству;
— могу и пытаюсь перепрофилироваться, чувствуя пегагогику единственным притягательным видом деятельности в моей жизни в долгосрочной перспективе, нечто вроде ПРИЗВАНИЯ, если хотите.
Анастасия Миловидова:
Я — цифровой учитель и я принимаю вызовы современного общества, потому что знаю различные цифровые ресурсы, платформы, пособия. Я умею ими пользоваться и могу их применять в образовательном контексте. Мне интересно сопоставлять и изучать цифровой мир и его возможности. Я готова применять индивидуальный подход к обучающимся, которые хотят узнать что-то новое.
Иван Трошин:
Я — цифровой учитель и я принимаю вызовы современного общества, потому что я осознаю, что к новым технологиям стоит подходить с точки зрения междисциплинарности научного познания,
я понимаю потребности современных детей и умею интегрировать некоторые цифровые инструменты для улучшения эффективности обучения, задействуя и активизируя при этом креативные и когнитивные возможности обучающихся. Я лимитирую использование цифровых ресурсов для избежания цифровой перегруженности и стараюсь использовать их только тогда, когда они уместны и существенно превосходят традиционные виды и формы подачи / организации /и т. д. в образовательном процессе. Я рассматриваю цифровую лингводидактику как необходимую ступень развития и оптимизации текущих процессов в образовании.
Марина Пордбеева:
Я — цифровой учитель и я принимаю вызовы современного общества, потому что:
Я знаю, что инструментарий сиюминутен, а лингводидактика вечна.
Я умею определять потребности и нужды обучающихся.
Я могу применять перечисленные в ходе дискуссии цифровые ресурсы.
Я осознаю достоинства видеоподкастов, аудиоподкастов, блогов и мессенджеров для обучения языку.
Николай Пронкин:
Я — цифровой учитель и я принимаю вызовы современного общества, потому что …
…развиваю педагогическую гибкость, то есть:
— могу отойти от намеченного плана урока;
— умею создавать полезный образовательный контент, в том числе, в случае отсутствия такового;
— знаю, какие рекомендовать ресурсы, в том числе цифровые, которые подходят запросам обучающихся.