Top.Mail.Ru

«Любой студент должен попробовать что-то новое для себя»

Вера Лапина, выпускница бакалавриата ИПиУ и студентка магистратуры ИГН, в 2021 году стала победителем профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты». Она рассказала о специфике проекта и точках роста, которые ей показало участие в профильных олимпиадах.

— Почему ты поступила именно в МГПУ? Это был осознанный выбор или случайно так получилось?

— Если говорить про обучение в бакалавриате, то, скорее всего, это был случайный выбор. Я не сильно понимала интересующую меня направленность, но знала, какие дисциплины мне нравились в школе. У меня был репетитор, поэтому я подумала, что, может быть, стоит тоже пойти в педагогику — и так оказалось в МГПУ. Было две программы, которые меня заинтересовали: право и обществознание, история и английский. Прошла на право обществознание и так оказалась в МГПУ. А поступление в магистратуру — это уже более осознанный выбор: конкретно выбирала программу, исходя из того, кто преподает, что преподают, и осталась именно в этом вузе.

— Как тебя встретил университет? С чего начался твой первый курс?

— Сложно вспомнить первый курс, потому что это было шесть лет назад. Помню, что это был необычный для меня формат: раньше была школа — линейка, все дела. А тут мы собирались около метро, нас встретил куратор, отвел в вуз — в этом плане было проще по организации. Непривычно, что в первый же день были пары, мы занимались по полной. Касательно того, какое мероприятие я посетила первый раз — не могу сказать, что я супер активный человек. Я не сильно участвовала именно в мероприятиях, просто иногда посещала в качестве зрителя. «Дружба», наверное, была первая.

— Ты часто участвуешь в профильных конкурсах, верно? Какой был самым ярким по эмоциям и ценным по приобретенному опыту?

— Наверное, самый яркий по эмоциям был конкурс «Учитель будущего. Студенты», который сейчас называется «Флагманы образования». Он был необычным для меня из-за масштаба: до этого я участвовала в олимпиаде «Я — профессионал», где тоже были очные и дистанционные этапы, но тут было большое отличие: полуфинал и финал были выездными и проводились в разных регионах России. Это уже само по себе интересно — процесс подготовки, поездка в новый город, новый формат заданий, работа в группах — очень динамично!

— Ты работала в группе с уже знакомыми людьми, или команды формировались в процессе?

— В основном группы формировались организаторами: мы не знали, кто с кем, не могли сами объединяться в группы, хотя были ребята, которые были знакомы. Один раз можно было самостоятельно сформировать группы, но при условии, чтобы все участники были из разных городов или округов. Еще один раз, уже на финале, было другое условие: мы формировали группы так, чтобы никто друг друга не знал.

— Нравится ли тебе дух соперничества на конкурсах? Или больше чувствуется единение с другими участниками (как в твоей команде, так и с другими командами)?

— Ну вообще я думаю, дух соперничества мало кому нравится, хотя кого-то, может, это и подстегивает. Хорошо, когда ты думаешь о том, как сделать так, чтобы получилось лучше, но не чтобы у кого-то что-то не получилось. Если в соревновании ты фокусируешься не на своих качествах и их улучшении — это неинтересно, да и не совсем правильно. А без совместной работы и единения не получится достичь хорошего результата, особенно если это работа в группе.

Собственно, работать в группах было нелегко, потому что все участники — педагоги, которые имеют свой взгляд и готовы продвигать свои идеи. Более того, все понимают, что нас оценивают: у каждой группы был прикрепленный эксперт, который наблюдал за нами в процессе выполнения задания. Хотелось показать себя с лучшей стороны, а это не всегда было на пользу совместному проекту, потому что сложно было договориться. Но были некоторые группы, в которых попадались подходящие люди: мы с полуслова друг друга понимали, уже больше фокусировались на задании, не переживая о том, что вас оценивают и что надо где-то первым замолвить слово, выйти на сцену покрасоваться перед жюри. Жизнь разная, и конкурс воссоздает такую микросреду, где участники в не тепличных условиях, в каких-то ситуациях, которые могут быть везде: с кем-то нам повезет, с кем-то будет сложнее — от этого интереснее, это тоже часть испытания.

fMKzyZtFFXs
Qwc_1yVPb4A
— Расскажи, пожалуйста, на примере таких проектов о своих слабых и сильных сторонах, что ты сама в себе замечаешь?

— Иногда бывает нелегко работать в команде, потому что хочется сделать хорошо, но трудно доверять людям, которых знаешь полчаса.

Из минусов — не всегда легко договориться найти какой-то компромисс. Например — проекты, где надо разработать занятия в онлайн формате с ребятами, которых тоже подбирали дистанционно: ты не видишь и не чувствуешь человека, ты с ним банально не знаком, работаешь онлайн через какие-то программы, а надо договориться о проекте. В процессе начинаешь понимать, что не получается: взгляды не совпадают, ты не принимаешь мнение другого, ты просто банально с ним не согласен и не готов работать дальше при таких условиях. В таких ситуациях мне бывает сложно, особенно если я была уверена в том, что мое мнение правильно. Не всегда легко договориться, найти какой-то компромисс. Но не всегда, на самом деле, на этот компромисс надо идти.

О сильных сторонах сложно судить: все мы больше знаем про свои минусы. Но моя, наверное — что у меня идет поток мысли и идей, что могу придумать что-то необычное. Также я хорошо дорабатываю то, что уже есть. Если с нуля создавать что-то для меня сложно, то, когда есть хоть маленькая база, я уже могу ее докрутить до чего-то крутого.

Это и сильная сторона, и слабая, потому что создавать с нуля мне все-таки нелегко, а иногда именно это требуется.

— У тебя уже есть планы на этот учебный год?

— Не могу сказать, что есть планы, есть наброски того, что нужно точно сделать: завершить обучение в магистратуре, написать свою магистерскую работу. Хочется, чтобы это было что-то интересное и клевое, чтобы мне самой понравилось. Жду обучение в школе тренеров и модераторов, практику в этом направлении. Еще есть один интересный волонтерский проект, на который я надеюсь пройти отбор: очень хочется попробовать свои силы, получить новый опыт на грандиозном событии. Не знаю, получится или нет, пока ждем итогов и мнение организаторов.

— А есть идеи, что будешь делать после выпуска?

— Не могу сказать, что есть идеи. Есть то, что я еще не выполнила, что у меня было в списке желаний и что не получилось реализовать на бакалавриате и в течение первого года магистратуры. Я очень хочу возобновить свои занятия иностранными языками, довести знания до приличного уровня, может быть, потом это объединить со сферой образования. Может быть — уйти в неформальное образование или в какие-то образовательные проекты, связанные с языками. И вообще хотела бы посмотреть, что происходит в других странах, и, может быть, там уже на месте изучать иностранный язык и получить этот опыт.

— Назови пять вещей (или не вещей), которые обязательно нужно успеть сделать в МГПУ, пока ты тут учишься. Что стоит сделать, чтобы навсегда запомнить студенчество как период жизни?

  1. Специфика вуза предполагает педагогическую направленность, поэтому, мне кажется, было бы интересно попробовать свои силы в вожатстве. Можно поехать в лагерь, тем более что вуз предоставляет возможности и помогает поехать в некоторые детские лагеря и центры.
  2. Посетить несколько зданий университета: мы разбросаны по всей Москве, и было бы интересно понять, что, где, как. Но было бы круто еще не просто приехать в другой корпус, зайти, посмотреть и уйти, а чтобы это было привязано к чему-то: в главный корпус — решить какие-то вопросы, в следующий корпус — на элективы, в другой корпус — на какое-то мероприятие. Тогда это будет иметь особое значение.
  3. Совместные походы с группы куда-либо: банально после занятий пройтись, прогуляться, посетить какое-то место или даже просто дойти до метро, болтая, обсуждая какие-то вопросы по учебе или просто так.
  4. Вуз предоставляет огромное количество возможностей для саморазвития, начиная с каких-то профильных школ: школа волонтеров, школа студенческого актива, школа кураторов. Любой студент должен попробовать что-то новое для себя, потому что сейчас как раз время, когда можно безболезненно приобретать новый опыт, совершать ошибки и пробовать то, о чем даже раньше не думал — вдруг это твое.
  5. Пробовать себя во всевозможных проектах вне университета: это прекрасная возможность нарабатывать опыт, формировать представление о сфере своей профессиональной деятельности. Это будет личностный рост в любом случае, и это поможет найти себя, определиться с тем, что хочешь или, еще круче, — с тем, что ты никогда не захочешь. Нужно попробовать себя в чем только можно, взять ситуацию в свои руки, искать, что тебе реально нравится. Через разные проекты также можно нащупать то самое направление и понять, в какую сторону двигаться, поэтому не стоит бояться, стоит просто пробовать. В любом случае, мы ничего не теряем: можно легко переключиться на что-то другое, а в случае успеха уже использовать тот самый опыт для дальнейшего роста.


МГПУ и МИИТ создали Лабораторию инженерной дидактики


27 декабря 2024 г.


Договор о создании лаборатории подписали 27 декабря ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко и ректор Российского университета транспорта Александр Климов

Борис Куприянов о детстве в пионерском лагере


27 декабря 2024 г.


Профессор департамента педагогики Борис Куприянов принял участие в съемках программы телеканала "Культура", посвященной устройству детского отдыха в СССР

Главные новости