Система Монтессори, являясь одной из наиболее свободных педагогических методик, тем не менее является системой — с определенными требованиями, нормами и последовательностью действий. И потому педагоги, входящие в нее, довольно часто сталкиваются с такой проблемой: «Что я могу? А здесь могу? А здесь сколько свободы дать? А где ребенка остановить?».
О проблеме работы в системе (пусть даже самой свободной), о смелости привносить в нее новшества, бережно оберегая при этом «фундамент», с Анной Бронниковой, руководителем и педагогом семейного центра Монтессори «Розовая башня» (г. Тюмень), поговорили Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и Вероника Кузьмина, старший воспитатель детского сада № 56 г. Костромы и выпускница магистратуры МГПУ «Проектирование и экспертиза дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского)».
Интервью под названием «Система Монтессори как педагогика творчества: вызовы XXI века» вышло в 11 номере журнала «Современное дошкольное образование» и стало частью проекта «Давайте дружить садами». В проекте собраны интервью с методистами и заведующими лучших детских садов, а сами тексты — коллекция исключительных кейсов, помогающая посмотреть на дошкольное образование и развитие ребенка с другого ракурса.
Содержание беседы Ольги Шиян, Вероники Кузьминой и Анны Бронниковой можно условно разделить на несколько смысловых частей. Ниже мы кратко расскажем о каждой из них.
О смелости менять
Следовать за идеями Монтессори или развивать их? Пожалуй, именно таким вопросом можно обобщить первую часть разговора. Отвечая на вопрос Вероники Кузьминой о том, что является недвижимой основой системы Монтессори, Анна Анатольевна отвечает:
«Первое ядро — это, безусловно, сама среда. Среда — это фундамент и опора, потому что если её не создать, то заболтает в этой свободе, куда вести ребенка. И поэтому среда дает опору, базу для старта ребенка. <…>
Второе — это разновозрастная группа. Это главный толчок к внутреннему самодвижению группы. Если мы соберем детей одного возраста, мы будем их продвигать искусственно через педагогическое лидерское начало. А в разновозрастной группе идет распределение ролей: старшие на своем уровне, средние — на своем, младшие — на своем. Младшие видят, что делают старшие, говорят: „Я это хочу“. Заводится механизм самодвижения группы. Это очень важно».
Однако не менее важным, по мнению руководителя «Розовой башни», является и преобразования системы. Оно обусловливается не только внешними обстоятельствами, но и самим взглядом на детское развитие, изменившимся с момента появления практики Марии Монтессори в «Доме ребенка».
«Если говорить, рождает ли новые „ходы“ педагог, хочу смело сказать — да. Это важно. Важно это делать, потому что есть база, есть основа, которая дает первоначальный навык. А вот дальше, чтобы ребенок много писал, много строил, много решал, много считал, всего делал много и с увлечением — для этого важно действовать нестереотипно, в том числе и Монтессори-педагогу. <…>
Сейчас инициативность образования выходит на первый план. Есть презентация, есть упражнения, но самое ценное получается, когда за этим следует идея ребенка. <…>
Можно остаться на месте и, сомневаясь, ничего не менять, но ты зажмуриваешься, рискуешь, идешь своим путем, опираясь на наблюдения за процессом и результатами».
О восхищении детскими идеями
Следующая смысловая часть интервью посвящена практике рождения идей, существующей в семейном центре «Розовая башня». «Ясно, что дети не сами начинают ценить свои идеи, а педагоги выстраивают какое-то восхищенное пространство вокруг детских идей. Так вот, что именно делают педагоги?» — спрашивает Ольга Шиян.
Отвечая на вопрос, Анна Анатольевна приводит примеры диалогов, которые ежедневно ведутся между педагогами и воспитанниками. Они иллюстрируют, что воспитатели, работающие в семейном центре, действительно понимают ценность детских идей и умеют замечать их. Конечно, этот навык, глядя на взрослых, осваивают и дети:
«Буквально вчера ребята начали строить, и вдруг старшая девочка говорит: „Нет, этот вариант уже был“. И они стали иначе делать, начало у них было прежнее, а верхушка получилась очень интересная. <…>
Все время идет работа на поддержку идеи, используя открытые вопросы: „Какая у вас есть идея? Ребята, завтра вот такое событие, какие есть идеи?“. И они их накидывают легко, свободно, разные — бредовые, не бредовые. Смелость рождения идеи важна».
О работе с педагогической командой и организационной культуре
Еще одна тема интервью посвящена тому, как взрослому наложить теорию творчества на педагогическую практику, как выстроить систему совместной рефлексии. Анна Бронникова рассказывает об опыте «Розовой башни»:
«Когда у детей что-то получилось, мы говорим: „Ребята, все сюда, смотрите!“. Точно так же, если что-то получилось в одной группе, мы говорим: „Педагоги, все сюда!“. Делясь опытом, анализируя его: „А что вы видите? А что для вас интересно?“. Как бы не сверху это назидательно рекомендовано, а изнутри, из практики: „Смотрите, что получилось. Смотрите, какая идея“.
Тогда возникают вопросы: „А какой был заход? А с чего началось?“. И это дает больше для развития каждого».
Многочисленные примеры из педагогической практики, которыми делится Анна Анатольевна, вдохновляют на новые пробы и педагогические свершения:
- о способах мотивации к письму в ситуациях, которые, казалось бы, никак не связаны с письмом;
- о «Дне почтальона» и «Дне библиотеки»;
- о создании историй, развивающих детскую субъектность.
Особое же внимание заслуживают фотографии, иллюстрирующие богатство детских идей, и видеозапись — настоящий мультфильм, созданный воспитанниками семейного центра.
Вместо заключения
Ольга Шиян и ее собеседницы уверены: любая система должна развиваться. И именно люди, которые не боятся развития, с одной стороны, не дают этой системе стагнировать, а с другой, являются хранителями ее основ, не дают ей раствориться. Именно таким человеком стала для «Розовой башни» Анна Бронникова: «Вот этот подход к размышлению, исследованию — наблюдать, думать, анализировать и только потом действовать — как раз и стал для меня такой опорой в дальнейшей работе в этой методике. И сейчас все, что мы делаем — мы понимаем, почему мы это делаем», — заключает она.
Полный текст интервью доступен по ссылке.
Фото: Freepik