В течение учебного года детям читать физически негде и некогда. Дети живут в ситуации пренебрежения их интересами и правом на выбор культурной практики. Лето — время реабилитации и детей, и взрослых.
Взрослые могут воспользоваться возможностью показать, что они уважают детей, готовы и могут поддерживать в самых странных начинаниях, сами не прочь узнать и попробовать что-то новое. Уважение к детям — это безусловное принятие уважения к личности, признание человеческого достоинства наивысшей ценностью. Оно принципиально отличается от уважения за что-то.
«Мне может не нравиться то, что ты делаешь, но люблю я тебя всегда»
Т. Аппельгрен. «Веста-Линнея и мама-монстр»
Дети — наше зеркало. Все, что в них нас раздражает, скорее всего они копируют у нас же. В этом трудно признаться. Это всегда является самым тяжелым во взаимодействии с детьми, потому что изменить передаваемые модели поведения практически невозможно. Нужно научиться принимать самих себя в самом неприглядном виде.
Литература, кино, игры — все становится ресурсом свободы. Когда человек знает, что от решения чем-то заняться до выбранных книги, фильма или игры — все было его личным выбором. И вот тут мы сталкиваемся с некоторыми проблемами: нам, взрослым, не нравится выбираемое детьми; вторая проблема — дети не готовы к ситуации самостоятельного выбора.
Тут на помощь приходят люди помогающих профессий: о разнообразии читательских ресурсов знают в библиотеках, помогут распознать свои желания и потребности психологи, тьюторы. Лето предлагает ребенку самые разные программы активного отдыха: городские программы в музеях, библиотеках, парках.
Функция списка летнего чтения — занять ребенка, дать взрослому хоть какой-то инструмент организации каникулярного времени. Роль летнего лагеря, летних игр и занятий такая же. Если продолжить аналогию…
Традиционно организация летнего чтения начинается с попытки выяснить, что рекомендуют учителя читать детям. Иными словами, с поиска списка летнего чтения, который нужно обеспечить. Чаще всего это список произведений из программы следующего года, прочесть которые нужно, чтобы «не терять время на чтение в учебный период». Оставим в стороне цинизм и методологическую беспомощность этого тезиса и посмотрим на список с точки зрения вводной о летней свободе и самостоятельности. Если предложить сам список как рамку самостоятельной деятельности — исследуем лучшие каникулярные практики. Предлагаем много разнообразных позиций: литература, видео, кино, спорт, игры, места, люди, новый опыт. В каждой позиции могут быть подсказки, подтемы, варианты. Например, в чтении обязательно выделить чтение публицистики, чтение комиксов, чтение для развлечения, чтение для души, книги, которые ни_за_что_не_буду_читать_в_каникулы. В нем могут вбросы и советы, но самыми ценными станут позиции, вписанные ребенком. Игра в такой список может начаться с составления списка желаний и надежд на лето. Для остроты можно представить себе еще и список родителей: какие свершения лета зафиксируют они.
Кстати, такой личный список — это практически готовый проект первой недели учебы «Как я провел этим летом».