Московский городской продолжает проводить открытые лекции в рамках проекта «ПЛАСТИЛИН».
В Центре проектного творчества «Старт-ПРО» 27 марта прошла открытая лекция журналиста, теле- и радиоведущего, шоумена Отара Кушанашвили, посвященная гонзо-журналистике.
Студенты программы «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте» и гости лекции с охотой готовы были препарировать творческий метод и путь шоумена, тем паче, что он сам просил об этом, изначально настроив аудиторию на открытый и подчас бескомпромиссный диалог.
Московский городской на своем канале вел прямую трансляцию выступления спикера. Запись доступна по ссылке.
Интро лекции Отар Кушанашвили посвятил ее предмету, рассказав о направлении гонзо и сочетании этого стиля журналистского творчества со своей нынешней идентичностью.
О направлении гонзо
Гонзо-журналистика — журналистика, построенная на ощущениях, на сантиментах. Но галлюциногенных. Если вы не умеете вызывать к жизни такое прочтение этих будней, тогда это не гонзо. Направление гонзо — журналистика величайшего эмоционального накала, она расцвечена красками. Быть гонзо-журналистом — значит совершенно не считаться с чужим мнением. И по этому параметру я не подхожу, потому что мне очень надо, чтобы дети мной гордились.
Гонзо-журналистика — это журналистика, построенная на умении нырять в другое измерение. Нырнуть в него можно с помощью вредоносных транквилизаторов. Путь, который выбрали девять из десяти человек меня окружавших. Я быстро от этого окружения избавился.
После вводной части последовали вопросы из-зала. О самоидентификации и резонансных поступках, о главных жизненных страхах, о битве за умы миллионов между интернетом и ТВ, о первых шагах в профессии и о том, как заработать на журналистике сегодня.Гонзо-журналистика теперь не исполняется, потому что те, кто был способным ее осуществлять, увы, умерли. Это не мой путь. Мой путь — быть чабаном старше пятисот лет и давать подзатыльники детям до того момента, пока я не смогу убедиться, что они стали чуть умнее седьмого состава «Ласкового мая». А пока гонзо-журналистика в прошлом. Ко мне нынешнему применимо больше определение «психоделический».
Что первично: темперамент или образ?
Мамины и папины гены воплотились во мне. Я младший ребенок в семье, стало быть, я перелюбленный. Меня избаловали так, что я мнил себя пупом земли. Я думал, что земная ось совпадает с моим позвоночником. Я был в полной уверенности, что я подарок человечеству. Пока на перроне Курского вокзала меня первый раз не отметелили.
Иван Демидов в первый же вечер знакомства предложил мне стать скотом и изображать его на экране. И я стал играть плохого парня в программе «Акулы пера».
Я блестяще играл гниду. Я был настолько мерзок, что даже дети мной восхищались. Они-то видели дома сентиментального старикашку, смотрящего болливудское кино. А на экране какой-то патлатый человек, похожий на отца, оскорбляет любимцев публики. Восторг!
О поступке на матче сборной по футболу в 2004 году
Первый канал не показал, как настоящий предтеча Нурмагомедова действовал во имя Родины. Я ударил судью. Не горжусь, но судья был очень смешной человек. Поймите, ситуация сложная: там — не играют, здесь — оскорбляют. И я думаю, на ком же мне сорваться. Увидел судью… с очень явными, как у Довлатова, «амбивалентными манерами».
Я перенес через ограждения одну ногу. В это время весь стадион стал скандировать мое имя. Вот он звездный час! Я успел все: и ударить амбивалентного парня, и пожать лучшему футболисту мира [Луишу Фигу] руку, и увидеть молодого Криштиану Роналду, и садануть по мячу, чтобы показать нашим футболистам, как это делать. Сделал бы я сейчас то же самое? С удовольствием.
О старте работы в профессии
Я не окончил университет по разным причинам. Мне не хотелось размениваться на скучные лекции — там не было учебы. А после армии надо было что-то делать. Упросил маму собрать деньги мне на билет.
Вскоре устроился на Павелецкий вокзал, мыл полы. Был близок к воровству, но не дошло. Но тут случилось, как сказал бы Леонид Парфенов, «детерминированное везение».
На газетный развал каждый день ходил с иголочки одетый, импозантный, лощенный человек. И он меня однажды спросил, как я дошел до такой жизни и что я здесь делаю. А я, истосковавшись по общению, вывалил на него все. Он дал мне ключи от комнаты в коммуналке. Не знаю, почему, но вот всю жизнь мне так везло.
Второй шаг. Купил тонну газет. Все, что издавалось, вплоть до «Слоноводства в Румынии». И стал писать каждому главному редактору от руки письма. Возьмите, пожалуйста, на работу. Каждому! Мне позвонил Евгений Додолев с приглашением прийти в редакцию. В одолженной рубашке, в позаимствованном пальто на три размера больше я думал, что я неотразим, как теперешний Тимберлэйк.
Поступило задание сделать три интервью со знаменитостями, и, если они будут достойны публикации, я буду принят на работу. А как я сделаю интервью? С кем? Куда мне ехать? Вышел, спросил у охранника, куда обычно едут, чтобы интервью взять. Он, наверное, подумал, что редакция потихоньку превращается в лепрозорий. У меня не было выхода — я задавал идиотские вопросы и продолжаю это охотно делать до сих пор.
Первой Была Вера Глаголева. Я не знаю, почему она не вызвала милицию, увидев меня. Диктофона не было, я записывал ее ответы от руки. Вторым был Виктор Мережко, драматург, а третьим — эстрадный певец Игорь Николаев.
С тех пор я публиковался каждую неделю. Но это бы ни стоило ничего, если бы до этого момента не дожили мои родители.
О страхах
Разумеется, я боюсь, что не состоюсь как отец, что дети мои разочаруются во мне. Есть страх, впишусь ли я в новую эпоху. Боюсь не оправдать надежды людей, которые верят в меня. Я боюсь, что, приехав в Норильск, произведу впечатление хамоватого московского ублюдка, который на просьбу девушки об автографе скажет: «Мне некогда». И при этом спокойно будет пить виски с колой.
Очень хочу быть смешным старикашкой, как мой папа. Если я стану серьезным как Ваганьковское кладбище, мои дети разочаруются во мне. Мой страх — потерять интерес к жизни. Боюсь быть жлобом, как некоторые артисты, у которых мое предложение оставить чаевые официантке вызывает ментальное обрушение и строгий подсчет.
Интернет vs TV
Я слышал, что интернет победит телевизор в день смерти Надежды Крупской. Потом я Ленина бальзамировал, были рассказы про то, что завтра телевизора не будет в стране. Думаю, лет через 200 мне скажут, что интернет победил.
У меня было два варианта с YouTube-каналом. Один нормальный, второй — матерный. Как вы думаете, какой вариант победил? У первого было два голоса, один из которых я проплатил. Был ролик с длиннейшей матерной тирадой и мне говорили люди на улицах «Блестяще! Какая тонкость!». Ничего там тонкого не было — пьяные грузинские посиделки. Самым тонким словом было слово «экскременты». Бешеный успех! Спонсоры в очередь выстроились. А первый вариант был насыщен деепричастными оборотами, эвфемизмами, цитатами из Мережковского, Бродского. Ноль!
Чтобы иметь успех я должен говорить матом? Но я так говорил двадцать лет назад, теперь мне неинтересно это, мне интересно говорить многофигурно. «Аудитории нужен ты второй», ответили мне дети. И я сказал дома, что умру, но не буду идти по этому пути. Мне хватает на жизнь. Построить предложение без «как бы», приколол" и «клёво» это проблема. Я не буду делать канал только для того, чтобы Нина Ивановна из Костромы сказала, какой я дерзкий и мужественный парень. Хочу приучить всех к длинным предложениям и цитатам из Федора Отаровича Тютчева.
Как заработать на журналистике?
Везде можно заработать. Когда мне говорят, что это невозможно, я вспоминаю, как я изворачивался, брал за каждый шаг. Для спортивной журналистики сейчас раздолье. Лучшие интервью в стране делает Дмитрий Быков. Два человека в «Спорт-Экспрессе» по пятницам делают большие интервью о спорте, это Голышак и Кружков. Невероятные интервью, полные такой витальности, такого человеколюбия, интервью с титанами спорта. Если вы возьмете себе за правило каждую пятницу брать и устраивать, как это делал я, разбор — почему он так задал вопрос? а если эти слова переставить? — для вас это будет самым захватывающим чтением.
Сейчас не стоит вопрос как заработать, стоит вопрос достаточно ли ты способный. Хватит ли у тебя времени? Мои слова могут не совпадать с вашей реальностью, но, пройдя через испытания, вы поймете. Читайте журналистские тексты, ищите свой собственный стиль на сочетании высокого и низкого и реализуйте его. Перед вами гигантские возможности, просто надо в них нырнуть. Чуть раньше встать, чуть позже лечь. Гордиться той жизнью, которая у вас есть.
Одной строкой
- Единственный, кто на ТВ говорит правду, это я.
- Пока вы недовольны жизнью, она все равно проходит. Она будет проходить, а вы — бубнить, что Нюше повезло больше.
- Я учредил ложь.
- Я очень хочу своим примером сообщить людям, что не бывает ипохондрии, не бывает печали. Если есть печаль, то только светлая. Что жизнь настолько восхитительна, что горюниться, кукситься и сетовать на судьбу может только человек, нелюбящий себя. А с любовью к себе у меня нет проблем — я люблю себя больше, чем Юра Шатунов песню «Белые розы».