17 и 18 марта 2022 года сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ приняли участие в мероприятиях XIX ежегодной международной конференции «Тенденции развития образования: „Право и свобода в образовании“».
17 марта в рамках малого пленума «Субъектность ребенка в культуре: как это возможно? Ключевой вызов дошкольного образования» Ольга Шиян (модератор сессии), Татьяна Ле-ван, Анна Якшина и Наталья Филимонова, магистрантка МГПУ, представили результаты исследования представлений детей о соучастии в дошкольной группе. «Большинство детей считают, что решения в детском саду принимают взрослые, при этом игра и общий круг воспринимаются ими как пространство собственных решений», — отметила Анна Якшина.
Во время свободной дискуссии обсуждались риски фальсификации и романтизации соучастия, а также важность переосмысления роли соучаствующего педагога: как одновременно расширить возможности влияния детей на жизнь в детском саду и сохранить для них границы и опоры в отношениях со взрослым?
Запись малого пленума доступна по ссылке. Дискуссия по теме продолжилась в формате одноименного круглого стола, запись доступна по ссылке.
18 марта Анна Якшина и Наталья Тюменцева на круглом столе «Инструмент оценки качества дошкольного образования: необходимо и достаточно?» поделились с коллегами опытом проведения развивающей оценки качества образования с использованием шкал ECERS-3, а также практикой работы с командами детских садов.
Оценка становится формальной и не способствует развитию практики, если проводится для контроля или демонстрации достижений. Развитие качества — командная работа, и важным условием ее эффективности является создание доверительной атмосферы и культуры профессиональной дискуссии в детском саду. При выборе инструмента важна субъектность самих педагогов, прояснение вопроса «Зачем нам оценка?» и обсуждение ценностей, которые лежат в основе того или иного инструмента.
Запись круглого стола доступна по ссылке.