23−25 августа состоялся IV Ежегодный международный симпозиум «Образование и город: качественное образование для современных городов», в котором сотрудники Лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ принимали активное участие.
24 августа в рамках мероприятий второго дня симпозиума на панельной дискуссии «Международная локализация и применение инструментов группы SAM», организованной Центром международного сотрудничества по развитию образования (CICED) и Обществом сравнительных исследований в образовании Европы и Центральной Азии (ECA-CES), со своими докладами перед коллегами из стран СНГ выступили Владимир Львовский, Сергей Горбов и Петр Нежнов.
Сергей Федорович и Петр Геннадьевич представили «компенсаторную» модель перехода в основную школу. Они отметили, что при переходе из начальной школы в среднюю у обучающихся наблюдается падение успеваемости, которое обусловлено неправильной организацией образовательного процесса. Обычно проблема перехода в основную школу решается путем поддержания индивидуального для каждого обучающегося темпа освоения программы. Докладчики же предложили другой подход, который заключается в работе с классом как с единым в целом, в котором педагог помогает «отстающим» вписаться в штатный темп обучения. Авторы сообщения также перечислили особенности переходного учебного модуля в «компенсаторной» модели, позволяющего улучшить учебные достижения и ликвидировать образовательные дефициты с использованием методологии трехуровневой оценки учебно-предметных компетенций SAM (система качественной оценки результатов школьного обучения).
Владимир Львовский говорил о профессиональной позиции тренера-технолога деятельностных образовательных практик — специалиста с широким спектром компетенций. Он представил модель деятельности такого специалиста, а также предложил общую схему урока со встроенной диагностикой, которая является одним из инструментов работы тренера-технолога и может включать в себя инструменты группы SAM. Владимир Александрович отметил, что «самое главное в уроке — это выстроенная регулярно действующая обратная связь».
В ходе ответов на вопросы и обсуждения докладов авторы рассказали об апробации представленных разработок и их соотношении с результатами тестов SAM.
Запись панельной дискуссии доступна по ссылке.
25 августа Антон Агапов и Татьяна Мысина провели мастер-класс по теме «Оценивание в вузе в условиях становящейся нормы профессиональной деятельности», в рамках которого была представлена и разыграна модель нового формата оценивания в вузе — учебно-имитационная игра.
Суть этой игры в том, что она позволяет:
- организовать рефлексию содержания освоенных дисциплин;
- получить обратную связь от студентов по построению и содержанию дисциплин через организацию ситуации применения этого содержания;
- сделать магистрантов субъектными по отношению к содержанию их образования;
- сделать это энергично и легко (с юмором).
Такая форма оценивания особенно актуальна для программ, связанных с новыми типами профессиональной деятельности («новыми профессиями»), в которых нет устоявшихся норм, теории и авторитетов. Это вызов, который стоит сейчас перед авторами магистерских программ в части формирования содержания и оценивания результатов.
В ходе игры участники попытались сформировать норму деятельности для профессии модератора, примерив на себя роли разных участников этой деятельности — заказчиков, исполнителей, преподавателей.
Запись мастер-класса смотрите по ссылке.