Top.Mail.Ru

Студенты ИПКР исследовали доступность среды музеев, библиотек и домов культуры Москвы

Современные учреждения культуры стремятся быть одинаково доступными для всех людей, независимо от их личных особенностей, состояния здоровья, возраста и социального положения. Для этого готовятся специальные экскурсионные программы и культурно-досуговые мероприятия, внедряются новые технологии, разрабатывается оборудование, необходимое для посетителей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В рамках Дней науки МГПУ прошел увлекательный Цикл экскурсий «Культура без границ: возможности доступной среды в учреждениях культуры», не оставив равнодушным ни одного участника. Студенты института под руководством Ангелины Мироновой, Елены Рыковой и Екатерины Хорошавиной не только познакомились с возможностями доступной среды музея, библиотеки и дома культуры, но и участвовали в дискуссионной сессии.

Первым участники цикла экскурсий посетили Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. В музее создана удобная среда для посетителей с разными возможностями, проводятся специальные проекты для посетителей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для незрячих и слабовидящих посетителей в рамках наиболее значимых выставок в музее предлагаются тактильные макеты экспонатов. Специально для студентов был проведен мастер-класс по работе с тактильными экспонатами, умению их представить и описать людям с нарушениями зрения.

«Конечно же, я знала про Пушкинский музей, очень много про него слышала, но попасть туда никак не получалось, поэтому сегодня я там была впервые. Мне понравилось, было очень интересно послушать про создание инклюзивной среды в данном музеи, а в особенности прочувствовать это на себе. Это очень необычное чувство, когда ты с завязанными глазами, в полной темноте и в состоянии потери пространственной ориентации пытаешься понять с помощью тактильные ощущений не просто какие-то предметы, а объекты искусства. Также у нас была возможность походить по самому музею, он очень большой, там много экспонатов, которые вызывают совершенно разные чувства. Для меня это был очень интересный и важный опыт»

Иванина Анастасия, студентка 1 курса программы «Логопедия с основами нейропсихологии»

«Посещение Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина очень впечатлило меня. Было интересно услышать историю музея и некоторых экспонатов, окунуться в атмосферу разных времен. Особенно мне понравилось самой на ощупь узнать один из предметов искусства, выстраивая в голове его образ. Интересно было узнать, совпадёт ли картинка из головы с настоящим. Я бы с удовольствием посетила бы это мероприятие ещё раз!»

Ямолова Алена, студентка 1 курса программы «Логопедия с основами нейропсихологии»

Комфортное, привлекательное, развивающее пространство существует и в современных библиотеках. Убедиться в этом лично участники экскурсии смогли, посетив самую большую в мире библиотеку для подрастающего поколения — Российскую государственную детскую библиотеку. В учреждении создана дружелюбная среда для «особых» посетителей, реализуется множество программ, но особая ценность — это книжные фонды. Студенты познакомились со специализированными фондами для людей с нарушениями зрения (книги, выполненные шрифтом Брайля, аудиокниги, тактильные книжки-игрушки и пр.), специальными изданиями для людей с дислексией, людей с ментальными расстройствами, а также методической литературой по проблемам инклюзии и с современными художественными произведениями об «особом» детстве.

«Посетив Российскую государственную детскую библиотеку, мне удалось узнать о том, что она представляет собой не только кладезь литературных произведений, но и безбарьерную, или как ещё её называют дружелюбную, среду. В этом аспекте запомнились таблички, обозначающие вход в читальные залы: они содержали в себе специальный шрифт, доступный посетителям с нарушениями зрения, и дополнительное аудисопровождение. Для меня, как для будущего дефектолога, наибольший интерес представляли инклюзивные книги. Благодаря экскурсоводу и сотрудникам библиотеки удалось более подробно узнать и прикоснуться к книгам для детей с нарушениями зрения, к тихим книгам, книгам для поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, посещение библиотеки предоставило возможность прикоснуться и к её удивительному миру в целом, и к миру самой книги и её безграничным ресурсам!»

Софья Хараш, студентка 1 курса программы «Дошкольная дефектология с основами логопедии»

«Я впервые посетила Российскую государственную детскую библиотеку. Была приятно удивлена продуманностью и благоустроенностью помещения: удобным расположением секций с книгами, которые зонированы по возрастам, с учетом индивидуальных особенностей у ребенка (зазеленение, животный уголок, развивающие комплексы); просторными коридорами и пространствами, наличием подъемника для людей с инвалидностью у главной лестницы. Первый же подъем украшен знакомым многим с детства Дядей Степой и светофором — и другие стены и коридоры тоже отмечены различным оригинальным игровым дизайном, что делает осмотр помещения куда интереснее как для детей, так и для взрослых людей. Поход по различным отделам детской библиотеки оставляет после себя хорошее настроение и улыбки на лице».

Ангелина Емельянова, студентка 1 курса программы «Логопедия с основами нейропсихологии»

Завершился цикл экскурсий посещением современного общественного культурного пространства Дом культуры"ГЭС-2″. В его стенах проходят временные выставки, лекции, кинопоказы, творческие мастер-классы, перформансы, музыкальные концерты, детские мероприятия. Каждое из мероприятий доступно для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Студенты познакомились с возможностями дома культуры для «особых» посетителей, лично проведя экспертизу доступной среды. В конце экскурсии состоялась дискуссионная сессия, на которой участники обсудили границы и возможности доступной среды учреждений культуры, возможные пути взаимодействия с образовательными организациями.

«Для меня это был очень интересный день, я впервые посетила ГЭС-2, поэтому проявляла не только профессиональный интерес с точки зрения оценки доступной среды, но и личный. В целом формат очень необычный, заходя в музеи, театры, выставочные залы и другие площадки мы редко обращаем внимание на те условия, которые созданы для людей с ОВЗ! Сегодня мы целенаправленно смотрели именно на доступность данного пространства для каждого. Было необычно, интересно и познавательно. Спасибо за такой опыт!»

Сафошкина Валерия, студентка 4 курса программы «Дошкольная дефектология»



В МГПУ состоялась встреча с представителями Цзилиньского спортивного университета


24 апреля 2025 г.


22 апреля 2025 года на базе института естествознания и спортивных технологий состоялась встреча между делегацией из Цзилиньского спортивного университета (г. Чанчунь) и представителями МГПУ

Лекция о французской музыке для учеников школы № 1284


24 апреля 2025 г.


17 апреля студенты 3 курса кафедры романских языков и лингводидактики Абдрахманова Елизавета и Огородова Алина провели увлекательную лекцию для учеников 9 класса школы № 1284

Главные новости