Top.Mail.Ru

Критерии качества современной образовательной среды

Сотрудники Московского городского педагогического университета совместно с Корпорацией «Российский учебник» при аналитической поддержке Всемирного банка подготовили издание «Формирование современной образовательной среды». Книга содержит 5 глав, освещает российские и зарубежные исследования по теме, мнения экспертов из различных сфер (образование, архитектура и дизайн, инвестиции в развитие территорий) и успешные кейсы совершенствования школьных зданий и территорий, предлагает для обсуждения концепцию современной образовательной среды и ее критерии.

Вторая глава рассказывает об опыте команды исследователей из МГПУ по оценке образовательной среды, в том числе с использованием шкал ECERS и SACERS, который позволил определить критерии её качества:

  1. Физическое пространство:
  • доступность — возможность ученику и учителю (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) пользоваться ресурсами внутри и вне школьного здания, а сообществу — присутствовать в школьном пространстве;
  • трансформируемость — возможность изменять пространства по объему и функциям;
  • насыщенность оборудованием — реализация учебных задач обеспечивается разнообразными типами оборудования;
  • персонализация («присвоенность») — отрицание «учрежденческой строгости», наличие в дизайне акцентов, которые ориентируют на присутствие детей;
  • безопасность — устранение непредвиденных для детей и взрослых рисков без ограничения их свободы и ущемления прав и доступа;
  • возрастосообразность — избегание универсальных решений для всей школы в целом, внимание к особенностям возраста находящихся в конкретных помещениях детей.
  1. Взаимодействие учеников:
  • партиципативность — решения о деятельности школы принимаются с участием всех заинтересованных (администрации, педагогов, родителей, учеников);
  • коллаборативность — все важные для жизнедеятельности школы решения принимаются путем дискуссии;
  • безопасность — психологический комфорт во взаимодействии всех участников образовательного процесса, здоровый психологический климат.
  1. Цифровая среда:
  • доступность (повсеместность) — образовательные ресурсы, необходимые педагогам и ученикам, можно получить из любого места школьного здания, а также вне здания;
  • информационная насыщенность — расширение образовательного пространства до глобальных масштабов;
  • безопасность — дети и взрослые ограждены силами школы от негативных явлений, существующих в современной цифровой среде, во время образовательного процесса (не только в здании школы, но и за ее пределами).
  1. Структура образовательной программы:
  • гибкость — в зависимости от текущих образовательных целей расписание может легко меняться, неожиданные, но интересные и полезные образовательные возможности активно включаются в распорядок дня;
  • интегративность (кластерность) — замена предметного принципа построения программы сферным с возможностью межпредметного изучения сквозных тем, в том числе разновозрастными ученическими группами;
  • индивидуализация — возможность каждому учащемуся проектировать и реализовывать собственный образовательный маршрут при сохранении целостности педагогического процесса.

Подводя итоги, авторы издания отмечают, что недостаточно обеспечить новое качество пространства и новое оборудование. Во-первых, важно обучать работе в современной образовательной среде. Инфраструктура становится образовательной средой, когда там появляются субъекты образовательного процесса.

Во-вторых, большое значение имеет утверждение партиципативного подхода в образовании — вовлечение всех участников образовательного процесса (в первую очередь педагогов и учащихся) в принятие решений. Для этого нужно развивать новые профессиональные компетенции учителей и управленцев: педагог не обслуживает оборудование, а организует среду, в том числе использует и трансформирует оборудование и пространство для решения своих педагогических задач. А ученик — не пассивный «обучающийся» (которого обучают без его воли), а заинтересованный в своем образовании субъект. Образовательная среда — это прежде всего взаимодействие педагога и ученика.

Подробнее об исследованиях и критериях проектирования образовательной среды высокого качества можно узнать на страницах издания «Формирование современной образовательной среды».

Источник: Клуб директоров



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»