Top.Mail.Ru

Кричит, топает ногами: почему дети так делают и как им помочь

Детские истерики и агрессия по отношению к родителям, увы, весьма распространенная история. Но откуда это все берется и как сделать общение более спокойным и мирным? Интернет-издание «Мел» выясняло у педагога-психолога, доцента МГПУ Юлии Челышевой.

Вопрос. Дочке 4,6 года, и она ничего не хочет делать и не делает. Любую просьбу игнорирует, топает ногами, повышенная агрессия к членам семьи. Честно признаюсь, что уже кричу на нее. Второму ребёнку 1,8. Виню себя за крик, но держаться очень сложно и не всегда выходит. Что делать?

Ответ. Агрессивное поведение в принципе вполне нормотипично для ребенка в возрасте 5 лет. Другое дело, что важно разобраться в причинах агрессии. Было ли так всегда или же агрессия начала проявляться не так давно. Если ответ — второй вариант, то среди возможных причин такого поведения можно выделить:

  • агрессия в семье. Возбужденное поведение мамы, о котором есть упоминание в вопросе читательницы, — это как раз та модель поведения, которую старший ребенок просто считывает и транслирует миру.
  • ревность по отношению к младшему брату/сестре. Это самый распространенный сценарий. И агрессивное поведение ребенка — попытка привлечь внимание родителей всеми правдами и неправдами.
  • психологическая особенность ребенка. Обычно к такому поведению склонны холерики. Однако ребенок, в отличие от взрослого, не имеет развитого навыка торможения и не может самостоятельно справиться с сильным возбуждением.

Без установления точной причины агрессивного поведения ребенка трудно изменить ситуацию в корне. Но ряд способов позволит минимизировать ущерб и для ребенка, и для семьи.

Что можно сделать

Попытаться изменить модель поведения и общения в семье. Это работа, которую предстоит проделать в первую очередь маме девочки. Чем спокойнее будет чувствовать себя мама, тем спокойнее будет ребенку и тем меньше вспышек агрессии у него будет.

Увеличить до возможного максимума тактильный контакт со старшим ребенком. Важно, чтобы девочка не чувствовала себя уязвленной и лишенной родительского внимания.

Не реагировать агрессией на агрессивное поведение ребенка. Если в ответ на то, что дочь кусается, щипается или лезет в драку, родители также проявляют агрессию, пусть даже психологическую — крик, — это закрепляет данную модель поведения у ребенка.

Проигрывать ситуации в сюжетно-ролевых играх с участием сказочных и любимых ребенком персонажей, наделяя их поведением дочери. Обсуждать с ней, почему они так себя ведут, нравится ли ей это, что можно было бы изменить. Родителям важно транслировать ребенку, что это социально неодобряемое поведение.

Использовать арт-терапевтические методы. Предлагать ребенку выплеснуть свои негативные эмоции и агрессию с помощью фломастеров, карандашей и красок на бумагу. Хочет драться? Предложите нарисовать то, что девочка сейчас испытывает.

Физическая нагрузка. Подобрать для ребенка ряд секций или кружков, которые позволяют перевести энергию в мирное русло. Плавание, борьба — все это поможет перевести социально неодобряемую агрессию в социально одобряемую.

Однако ключевую роль в такой ситуации играет все же модель поведения и общения в семье. И лишь изменив ее, можно достигнуть ощутимых результатов и помочь ребенку научиться справляться с теми эмоциями, которые он испытывает.

Читать в источнике


Персоны



Не только турники и клумбы: какими должны быть школьные дворы


05 ноября 2024 г.


Ученые МГПУ разработали методику реконструкции школьного двора с привлечением детей, родителей и учителей, а также рассказали о зарубежном опыте обустройства школьных дворов

Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»