Полторы тысячи учителей школ столицы в эти дни завершают обучение по программе профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива», организованной Московским городским педагогическим университетом (МГПУ). Как меняются задачи и функции классных руководителей в современной школе? Какие профессиональные качества выходят сегодня на первый план? Об этом корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» рассказал руководитель программы, кандидат психологических наук, учёный секретарь ученого совета МГПУ Роман Комаров.
— Роман Владимирович, как меняются задачи классного руководителя в современной школе?
За последние годы они были принципиально переосмыслены. Раньше классное руководство было своего рода приставкой к основной нагрузке учителя. Как в старом анекдоте про пожилую учительницу, на которую в темном переулке нападает грабитель и говорит: «Отдавай часы», а та ему в ответ: «Часы не отдам. Берите лучше классное руководство».
Сейчас изменились подходы к классному руководству вообще: оно стало системообразующим элементом взаимодействия как внутри школы, так и школы с семьей, а семьи с «городом как школой». Здесь я могу процитировать председателя Ассоциации классных руководителей Максима Иванцова: «На сегодняшний день классный руководитель выполняет три большие функции: это функции координатора, коммуникатора и организатора». С позиции организатора классный руководитель занимается сплочением классного коллектива, организацией внеклассной, внеурочной деятельности, профилактикой конфликтных ситуаций и т. п.
Функция координатора высвечивает новую грань компетенций классного руководителя: он координирует работу всего педагогического коллектива и имеет право задавать траекторию его движения. Также на уровне координатора классный руководитель по факту и по смыслу выступает еще и интегратором всех возможных образовательных ресурсов города в интересах ребенка. Как коммуникатор классный руководитель фокусируется на гармоничной коммуникации всех ключевых участниках образовательного процесса: это ведь не только педагогический коллектив или коллектив учеников, но и семья. Ее доверие к московской школе напрямую зависит именно от этой функции классного руководителя.
Он устанавливает все эти разнообразные связи между учениками, родителями, педагогами, администрацией, школьными психологами, ресурсами столичного образования, помогая ребенку развивать свою потенциальную успешность и творческие качества, достигать высоких образовательных результатов. Он живет жизнью класса, знает и понимает каждого ученика, может чутко реагировать на самые разные ситуации и играть на опережение. Именно в этом ракурсе мы смотрели на классного руководителя, когда проектировали структуру и содержание программы профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива»
— Кто и как создавал эту программу?
Инициатива исходила от Департамента образования и науки города Москвы. Главным исполнителем стал Московский городской педагогический университет в партнерстве с Городским психолого-педагогическим центром и Ассоциацией классных руководителей. С марта по июнь 2020 года первые полторы тысячи учителей московских школ прошли обучение, сейчас они выходят на итоговую аттестацию. До начала пандемии программа была сбалансирована в части соотношения дистанционных и очных форматов занятий. Переход на самоизоляцию стал для многих определенным вызовом, но для нас оказался практически «бесшовным». МГПУ всегда был на фронтире дистанционного обучения. За несколько лет до пандемии мы уже отработали дистанционные форматы работы, в частности, на магистерской программе «Развитие детской одаренности», научным руководителем которой я являюсь. Так что мы просто оперативно адаптировали программу «Психолог детского коллектива» под дистант: переформатировали часть контента, изменили структуру очных занятий, чтобы максимально эффективно обеспечить вовлеченность слушателей в образовательный процесс. И в этом смысле наша программа успешно показала, что такое новое понятие, как «очные занятия в дистанционном формате», имеет право на существование. Сейчас, когда программа финиширует, очень приятно получать от слушателей отзывы, что обучение на программе оказалось для них очень своевременной поддержкой и помогло им перевести свою работу со школьниками в дистанте на новый качественный уровень. Получился двойной эффект
— Чему конкретно вы учили классных руководителей?
В фокусе нашей работы были качества, которые повышают конкурентоспособность учителя в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, способность принимать решения в ситуации неопределенности, цифровые компетенции, исследовательские умения. Делали упор только на достоверные психолого-педагогические знания и на овладение современными психолого-педагогическими технологиями. Поэтому программа была разбита на пять модулей.
Читайте полную версию интервью на сайте «Социального навигатора»