Top.Mail.Ru

Конфликт школьных культур — дело тонкое

Для многих педагогов организационная культура школы — термин малопонятный. Между тем от характера сложившейся в учебном заведении оргкультуры зависит очень многое. Доктор психологических наук, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ, эксперт Президентской программы подготовки управленческих кадров в сфере образования РАНХиГС при Президенте РФ Витольд Ясвин рассказывает, как адекватная оценка сложившегося типа организационной культуры помогает руководству школ принимать правильные управленческие решения.

Что такое организационная культура школы и из чего она складывается

Организационная культура — это совокупность представлений о нормах поведения, способах действий, ценностей, которые разделяют большинство членов всего коллектива. Такая культура складывается из писаных и неписаных правил, привычек, закономерностей, поведенческих стилей. Это приоритеты, которые формируются и складываются постепенно, они не прописаны ни в одной учебной программе, ни в одном официальном уставе, но при этом определяют ее индивидуальность

Можно выделить четыре основных типа организационной культуры:

1. Семейная

Ориентирована на человеческие ценности, на комфортные отношения между всеми участниками образовательного процесса. В такой школе все строится на взаимной поддержке, все направлено на человека — на учителя, на ребенка. В фокусе интересов — создание комфортных условий для каждого.

2. Инновационная

Логика этого типа культуры такова: «у нас все самое новое, самое современное, самое передовое, мы учились у лучших педагогов по лучшим методикам, у нас интерактивные доски и электронные учебники, мы молодцы».

3. Бюрократическая

Во главе угла — порядок, большое внимание уделяется всем формальным сторонам учебного процесса — планам, отчетности. Это жесткий контроль и формализованность всех процессов.

4. Результативная

Этот тип оргкультуры ориентирован на внешние формальные результаты, скажем, результаты ЕГЭ и любых других внешних проверок. Здесь готовы пожертвовать какими-то другими ценностями, если это поможет занять верхние строчки рейтингов. Такие школы всегда ценятся социумом, поскольку конечный результат — это то, что могут увидеть и оценить все.

Чем опасно столкновение оргкультур

При объединении разных учебных заведений во главе новой создаваемой организации становится школа, занимающая более высокие позиции в рейтинге.

Топовые школы чаще всего ориентированы на результативную и инновационную культуру, а присоединенные школы — на семейную и бюрократическую. Такая ситуация становится источником многих конфликтных ситуаций в новой структуре. К сожалению, руководство далеко не всегда это осознает, поскольку просто не оперирует такими категориями.

Чаще всего администрация топовых школ принимается за дело с твердой убежденность, что все надо в корне менять. То есть возникают большие противоречия между топовыми школами и школами, которые были организационно к ним присоединены. При этом принципиальные различия в их организационных культурах, как правило, не учитываются.

Если нет понимания механизма происходящих процессов, директор топовой школы видит корень проблем в руководстве подразделения. Администрация школы-флагмана начинает предъявлять претензии руководителю подчиненной структуры — снимает его, замещает кем-то другим, но улучшений не происходит.

Дело в том, что этот конфликт с наскока решить невозможно, поскольку он не межличностный, а конфликт оргкультур. В такой ситуации руководство конгломерата должно адекватно оценить ситуацию, проявить гибкость и мудрость, уважение к традициям.

Оно должно трезво оценивать риски и проблемы, чтобы их минимизировать. Все нужно делать постепенно, осторожно и аккуратно, если цель — развитие системы, а не ее слом. Надо понимать, что одномоментно рушить весь мир присоединяемой структуры нельзя, это чревато затяжными социально-психологическими проблемами для всех участников процесса.

Какой тип оркультуры предпочтительнее

Вопрос о приоритетах — совсем неоднозначный. Семейная оргкультура, если оценивать ее не с точки зрения учебной успешности, а с точки зрения личностного развития, даже более благоприятна. Но оптимальный баланс, идеальная модель организационной культуры — «квадрат», то есть по 25% каждого из типов.

Культура школы, как и любой другой организации, как правило, включает в себя элементы всех четырех типов культуры. Но чаще всего есть какая-то доминанта, перекос в сторону одного из названных типов. И здесь главный вопрос — определить соотношение этих типов в каждой конкретной школе и понять, какой из них доминирует.

Понимание типа, принятого в конкретном учебном заведении, помогает точнее оценить его потенциал, определить направления развития, принимать эффективные управленческие решения.

Читать материал в источнике


Персоны



Поздравления ноябрьским юбилярам


02 ноября 2024 г.


Ноябрь - последний месяц осени, самый пик первого семестра учебного года. Юбиляры ноября-сотрудники и преподаватели университета, успешно трудятся в наших подразделениях. Ветеранская организация поздравляет с юбилейными датами наших ветеранов.

Вебинар «Службы методического консалтинга» для учителей России


01 ноября 2024 г.


Преподаватель МГПУ Молчанова Мария выступила спикером на вебинаре по методике обучения языкам для учителей со всей страны