22 апреля 2020 г. состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современное филологическое образование: проблемы и перспективы», которую ежегодно проводит кафедра русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук.
Несмотря ни на что, в этот день наука объединила исследователей из разных городов и стран.
География конференции обширна:
- Москва,
- Санкт-Петербург,
- Балашиха,
- Орехово-Зуево,
- Ярославль,
- Тутаев,
- Самара,
- Саранск,
- Омск,
- Оренбург,
- Белгород,
- Калининград,
- Владивосток,
- Миасс,
- Новосибирск,
- Нижневартовск,
- Сургут,
- Хабаровск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Республика Татарстан,
- Казахстан,
- Польша,
- Германия.
В центре внимания исследователей актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя-словесника для современной школы в условиях перехода на ФГОС ВПО и общего образования, инновации в филологическом образовании, методы и технологии обучения русскому языку и литературе. Особое внимание уделяется проблеме современного филологического образования в эпоху цифровизации, в том числе общегородской Интернет-платформе «Московская электронная школа», а также проблеме развития межкультурной коммуникации в полиэтническом и поликультурном образовательном пространстве в процессе изучения филологических дисциплин.
Особое значение приобрело проведение круглого стола «Учитель-словесник в условиях цифровизации», в рамках работы которого обсуждались следующие вопросы:
- Особенности проведения уроков русского языка и литературы в цифровом формате.
- Коммуникация с обучающимися и родителями в условиях цифровизации.
- Рабочее и личное время учителя-словесника в цифровой образовательной среде.
- Электронный учебник по русскому языку и литературе: достоинства и недостатки.
- Система домашних заданий. Какой ей быть в условиях цифрового обучения?
Вопросы, актуальные для современного филологического образования, прозвучали по-особенному в дни, когда весь мир вынужденно перешел на дистанционное обучение.
Как отметила кандидата филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин Валентина Коханова, «в неотложном порядке идет овладение цифровой культурой и компетентностью среди профессорско-преподавательского состава: его продиктовала жизнь».
Проблема цифровизации образования и перехода на дистанционное обучение была рассмотрена с разных точек зрения — преподавания в школе и в вузе.
Особый интерес вызвало сообщение кандидата филологических наук, директора департамента инновационных лингвистических проектов холдинга «МКР-Медиа» города Омска Тамары Скок о деятельности международного информационно-просветительского проекта «Современный русский». Материалы этого сообщения представлены в презентации.
С записью заседания круглого стола можно познакомиться, перейдя по ссылке.
Традиционно к началу конференции опубликован сборник научных статей: Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XVIII / Отв. ред. В.А. Коханова. — М.: МГПУ, Ярославль: Ремдер, 2020. — 352 с.
Сборник статей участников конференции размещен в elibrary.