С 27 по 29 марта в Москве состоялась ежегодная Открытая конференция «Культурный код в контексте детского художественного творчества». Конференция была организована Центром непрерывного художественного образования ИКИ МГПУ совместно с Международным союзом педагогов-художников. Всего было зарегистрировано 609 педагогов и руководителей образовательных организаций общего и дополнительного образования, преподавателей среднего профессионального образования и высшей школы, членов Российской академии художеств и Союза художников России из Москвы и 68 регионов России, а также из Казахстана и республики Абхазия.
На Пленарном заседании конференции прозвучало приветствие Народного художника России, академика Российской академии художеств, академика Российской академии образования, кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством», профессора, лауреата Государственных Премий СССР и РФ и руководителя Центра непрерывного художественного образования Института культуры и искусств МГПУ, ветерана ВОВ Бориса Неменского:
«Через все искусства добро и зло сегодня ведут яростную и непростую борьбу за каждого из нас. Быть людьми без прошлого — значит быть и без будущего. Искусство приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к находкам и ошибкам, часто трагическим. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не дает рецепта правильного поведения. Оно открывает путь к освоению огромного, многовекового людского опыта любви и ненависти, восторга и презрения для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, сугубо личных критериев нравственного и безнравственного. Художественное содержание оживает в каждом новом человеке, в каждом поколении, чтобы люди сохраняли свое сообщество и оставались людьми».
Перед участниками Конференции выступил вице-президент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Андрей Золотов, который передал приветствие от Президента Российской академии художеств Зураба Церетели и подчеркнул важность художественного образования в современном мире:
«Ваше собрание — это знак присутствия художественности в нашей повседневности, художественности как состояния души, как возможности посмотреть на мир не столь буквально и что-то важное оставить на завтра».
Модератор конференции, зам. руководителя Центра непрерывного художественного образования Института культуры и искусств МГПУ, почетный член Российской академии художеств, кандидат философских наук, действительный член Римской академии современного искусства, лауреат Премии Президента РФ Лариса Неменская рассказала о теме конференции — «Сохранение и развитие отечественных ценностных традиций в художественном образовании» — и подчеркнула главную тенденцию развития современной системы художественного образования — актуализацию социальной роли детского изобразительного творчества и художественной педагогики в воспитании базовых традиционных ценностей российского общества и сохранении культурного наследия.
О том, как важно воспитание культурно-исторических ценностей, распространение нового творческого и методического опыта в художественном образовании, оказание помощи педагогам-художникам в выявлении и поддержке детской одарённости рассказали заслуженный художник Российской Федерации, профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова Сергей Сиренко; народный художник РФ, академик Российской академии художеств, директор Нижегородского художественного училища Николай Гущин; почетный член Российской̆ академии художеств, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Коломны Василий Бек; декан факультета ДПО Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова Ксения Воронова; председатель правления Новгородского областного отделения Союза художников России Светлана Гарбар. О задачах профессиональной подготовки художника рассказала и.о. директора Московского академического художественного училища Елена Артемьева.
28 и 29 марта секции Конференции принимали различные столичные площадки. Секции «Изобразительное искусство в общей школе», «Композиция, живопись, рисунок», «Конкурсная и выставочная деятельность» и «Дизайн» прошли в Центре непрерывного художественного образования института культуры и искусств Московского городского педагогического университета (МГПУ). Гуманитарный институт кино и телевидения (ГИТР) принял участников обсуждения о развитии цифрового художественного образования, а Национальный исследовательский московский государственный строительный университет (НИИ МГСУ) — секцию о преподавании современных архитектурных знаний в общей школе и дополнительном образовании. Декоративно-прикладное искусство в современной школе обсудили в музее «Московская игрушка». В Музее московского образования прошло открытие IX Международной выставки педагогов-художников. На круглом столе «Взаимообучение городов» свои презентации о лучших региональных проектах в сфере художественного образования продемонстрировали представители 19 регионов России, а также Казахстана и Республики Абхазия. Всего на конференции прозвучало 104 доклада, что явилось важной формой повышения квалификации для всех педагогов — участников конференции. Значимым результатом стало налаженное взаимодействие и подтверждение площадок продолжать поддержку профессионального общения и обсуждения насущных вопросов художественного образования.
Участники конференции сошлись во мнении, что окружающий современных детей визуальный мир, всё чаще представляемый через цифровой контент, уже изменил и пространственное мышление, и цветовое восприятие, и специфику формирования художественного образа современного поколения. Однако эти изменения важно не отвергать, а «возглавить» — то есть обратить на пользу воспитания искусством. Для этого необходимо поддерживать и развивать художественные достижения, массовость и пассионарность современного отечественного детского изобразительного творчества и складывающуюся в совокупности позитивную картину представлений детей об окружающей их жизни; способствовать привлечению внимания педагогической и художественной общественности к осмыслению феномена детского изобразительного творчества как самобытного явления современной художественной жизни страны и как показателя восприятия молодым поколением целостности и многообразия мира, осмысления истории и культуры России. Кроме этого, важно поддерживать повышение социальной роли детского изобразительного творчества и художественной педагогики в развитии гражданского общества и воспитании базовых традиционных ценностей, способствовать выявлению и распространению передового творческого, методического и организационного опыта в художественном образовании как эффективного ресурса в детской творческой самореализации, социальной и культурной идентификации.
Фотоальбом (фото предоставлены ИКИ МГПУ) ЗДЕСЬ