19−20 мая 2022 года в Московском городском педагогическом университете состоялась Межвузовская междисциплинарная научная конференция с международным участием «Жизнь и нравы животных в зеркале словесности, изобразительного искусства и кино».
Участников конференции поприветствовал директор института гуманитарных наук Виктор Кириллов.
На пленарном заседании были представлены доклады.«Мы приветствуем работу кафедры русской литературы в этом плодотворном направлении исследовательской работы. Публикация серии о природном мире в пространстве культуры на регулярной основе должна стать своеобразным «собранием сочинений».
Ларионова Марина Ченгаровна (Ростов-на-Дону, Южный научный центр РАН)
Кони в фольклоре и литературе
Михайлин Вадим Юрьевич (Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского); Беляева Галина Анатольевна (Саратов, СГХМ им. А.Н. Радищева)
«Ноев ковчег»: концепция выставки в СГХМ им. А.Н. Радищева и интерпретация предметов
Смирнова Альфия Исламовна (Москва, МГПУ)
Животные в национальной картине мира русской прозы последней трети ХХ века
Богданова Людмила Ивановна (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Внешний и внутренний мир человека в зеркале зооморфных метафор
1-й день
- Образы животных в мировой мифологии, обрядах и фольклорной традиции
- Жизнь животных в фольклорных и литературных сюжетах
- Анималистические образы в литературе и искусстве: семантика и символика
- Мир животных в зеркальных отражениях: аксиологический и антропологический ракурсы
- Мир животных и зоопоэтика художественного текста
- Животное/зверь в национальной языковой картине мира
2-й день
- Животное в национальной картине мира: фольклор, язык, искусство, философия
- Мир животных и зоопоэтика литературы: семантика, семиотика, символика
В ходе конференции выступили с докладами 82 исследователя.
Заместитель председателя Оргкомитета конференции, заместитель директора института гуманитарных наук по научной работе Ирина Райкова отметила: «География» мероприятия обширна и подтверждает статус конференции с международным участием и межрегиональный характер. Дистанционный формат помогает участвовать тем, кто не может приехать.
Зарубежные представители стран:
- Республика Беларусь,
- Индия,
- Китай,
- Турция.
Регионы России:
- Ростов-на-Дону,
- Саратов,
- Курск,
- Владимир,
- Курган,
- Петрозаводск,
- Ленинградская область,
- Ярославская область,
- Тула,
- Новосибирск.
В конференции представлен целый ряд московских образовательных и научных организаций, со многими из которых Московский городской педагогический университет поддерживает давние и прочные научные контакты:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
- Московский педагогический государственный университет,
- Московский государственный областной университет,
- Российский государственный гуманитарный университет,
- Государственный институт искусствознания,
- Институт языкознания РАН,
- Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН,
- Института научной информации по общественным наукам РАН,
- Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство),
- Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова,
- Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына и др.
Фундаментальна библиотека Московского городского педагогического университета подготовила подборку научных материалов в поддержку конференции.
Альфия Исламовна прокомментировала: «Серия, посвященная природному миру в пространстве культуры, обрела регулярный и устойчивый характер в первую очередь благодаря нашим участникам-партнёрам, многие из которых уже стали постоянными авторами коллективных монографий. Подчеркну, что издание получает своё оформление и успешно публикуется благодаря поддержке руководства института гуманитарных наук».
Нынешняя конференция уже седьмая в «природной» серии. Кафедру поддерживают участием в конференциях и изданиях этого цикла другие кафедры института гуманитарных наук — филологические, исторические, философские.
По материалам докладов регулярно издаются книги:
- 2 сборника трудов
- и уже 4 коллективных монографии.
Все (включая последнюю, о символике воды) проиндексированы в базе РИНЦ.
По ссылкам ниже приводятся полнотекстовые электронные версии изданий, предназначенные для свободного распространения, чтения и научной работы.- Природные стихии в русской словесности / Отв. ред. А.И. Смирнова. М.: ЛЕНАНД, 2015. 240 с.
- Семантика сада и леса в русской литературе и фольклоре: сборник научных статей / Отв. ред.: А.И. Смирнова, И.Н. Райкова. М.: МГПУ, 2017. 292 с.
- Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке: Коллективная монография / Отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. 504 с.
- Мир насекомых в пространстве литературы, культуры и языка. Коллективная монография / Отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел; МГПУ, 2020. 400 с.
- Семантика времен года в русской словесности: Коллективная монография / Отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел; МГПУ, 2021. 408 с.
- Символика воды в русской словесности и мировой культуре: Коллективная монография / Отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел; МГПУ, 2022. 508 с.
Серия научных конференций (и издаваемых по материалам этих конференций монографий) под общим названием «Природный мир в пространстве культуры», инициированная кафедрой русской литературы института гуманитарных наук МГПУ, преследует цель всесторонне рассмотреть образы природных элементов, проникнуть в их символику, реконструировать архаические принципы их символической (культовой, иерархической, тотемической, фратриальной
и т. д. ) классификации. Погружаясь в безграничный мир семантики вербальных (и не только!) образов природы, исследователи, оснащенные всеми достижениями современной науки, вступают на тот путь освобождения и познания священных символов, начало которому положил первобытный пытливый охотник, пастух, кормчий, жрец.Монографии серии «Природный мир в пространстве культуры» содержат не только статьи-обзоры, перечисляющие репрезентанты избранного мотива или избранного образного кода в том или ином явлении культуры (например, в литературном произведении). Энциклопедическая мозаичность (сама по себе ценная) здесь должна быть подчинена сверхзадаче: выявить и осмыслить основной элемент, инвариант, «раппорт» символического узора, образованного определенным топосом в литературе, искусстве, в культуре в целом. Э. Кассирер выдвигал тезис о необходимости «сопоставить процесс построения мифологического мира с логическим генезисом научного понятия природы». Процесс построения художественных миров также должен рассматриваться на фоне этого сопоставления. Символ неисчерпаем в своей многосмысленной роскоши, но важно определить семантическую «равнодействующую» многих образов и символов и их семантических оппозиций, постичь логику их генезиса и построения в художественном произведении, осознать принципы системного подхода, объединяющего под одной обложкой исследования одного природного образа, различные по материалу, предмету, методам.