Директор института непрерывного образования Марина Шалашова и заведующая лаборатории индивидуализации непрерывного образования ИНО МГПУ Татьяна Ковалева приняли участие в I Международной педагогической конференции «Открытая школа в глобальном мире», которая проходит 10−12 февраля в московской школе «Ника».
Три дня конференции были посвящены обсуждению наиболее важных вопросов, связанных с трансформацией школы в современных условиях:
- Что такое «школа созидания» и как ее строить?
- «Уроки открытого мышления»: как и зачем?
- Навыки будущего — soft skills и meta skills: как тьютор помогает ребенку?
- Новый взгляд на проектную деятельность в школе как способ «достраивания собственного знания».
- Междисциплинарное сотрудничество учителей и детей в рамках предметной мастерской.
- Учитель-навигатор и школа как пространство самоопределения.
В своем выступлении Марина Михайловна отметила, что цифровизация является основным «двигателем» изменений и оказывает влияние на все тренды образования.
Несмотря на скачкообразный переход к цифровым технологиям, спровоцированный пандемией, технологическая трансформация образования продолжается. Согласно исследованиям платформы HolonIQ, оборот индустрии образования вырастет с 5,2 триллионов в 2020 году до 7, 3 — в 2025 за счет внедрения новых технологий. Но необходимо помнить, что цифровые технологии являются лишь дополнением к работе педагога и не должны рассматриваться отдельно от нее. Поэтому одна из важнейших задач современного образования — создание цифровой дидактики.
Изобилие различных образовательных ресурсов, возможность обучаться в любое время и в любом месте диктует изменение компетенций учителя. Современный педагог должен выступать в роли тьютора, наставника, координатора проектной деятельности, игромастера, аналитика, педагогического дизайнера. В связи с этим вопрос «Чему надо учить педагога?» звучит особенно остро.
Кейсы МГПУ, представленные Мариной Шалашовой, продемонстрировали новые подходы к проектированию образовательной среды и возможности персонализированного профессионального обучения учителей, направленного на расширение спектра компетенций.
Татьяна Ковалева сделала акцент на персонализации образования. В условиях, когда каждый слушатель имеет возможность обучаться по индивидуальной образовательной траектории, ему необходимы три важных компетентности: самоопределение, самостоятельность и самоорганизация, объединенных названием «self skills». Работу с этими компетентностями берет на себя тьютор, таким образом, тьюторство становится одним из важнейших ресурсов образования.