Top.Mail.Ru

Компетенции педагогических работников школ для детей с ОВЗ

Титова Оксана Владимировна, доцент Института специального образования и психологии, кандидат педагогических наук, провела 30 марта 2023 г. семинар на тему «Компетенции педагогических работников школ для детей с ОВЗ по обучению, воспитанию и социализации учащихся на современном этапе» для Центра социально-гуманитарного образования г. Казани.
На семинаре была рассмотрена обновленная Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая была утверждена 24 ноября 2022 г. Со слушателями семинара были рассмотрены изменения, которые были внесены в новую Федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу.

В частности, указаны сроки реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью и другими сопутствующими нарушениями, например, с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра.

С участниками семинара мы разобрали особые образовательные потребности обучающихся, у которых помимо интеллектуальных нарушений есть нарушения сенсорной сферы, опорно-двигательного аппарата, нарушения эмоционально-волевой сферы. Рассмотрели принципы и подходы, на которых осуществляется построение адаптированной программы, два варианта адаптированных программ, специфику их реализации с учетом образовательных потребностей обучающихся, которым рекомендована данная адаптированная общеобразовательная программа. Вариант адаптированной программы для умственно отсталых обучающихся определяется психолого-медико-педагогической комиссией.

На семинаре была представлена общая характеристика адаптированной программы Вариант 1. Определена цель данной программы, рассмотрены этапы и сроки ее реализации. Со слушателями разобрали образовательные результаты программы. Определили сущность личностных и предметных результатов. При достижении личностных результатов основной акцент делается на жизненных компетенциях обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Большой интерес вызвал вопрос о системе оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов освоения ФАООП УО.

Возникла дискуссия о том, как правильно оценивать предметные результаты обучающихся, особенно тех, кто обучается по Варианту 2, какой инструмент необходимо использовать, и как это соотносится с заполнением электронного журнала образовательной организации. Помимо рассмотрения инструмента для оценки предметных результатов, интерес вызвал вопрос об оценке личностных результатов, а также базовых универсальных действий, каким образом ни оцениваются, в какие сроки, кем осуществляется данная оценка.

На семинаре так же рассмотрели изменения в содержании учебного плана обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Произошли изменения в названии предметных областей, предметов, изучаемых детьми на этапе школьного образования. Во ФАООП УО внесены учебные планы, которые реализуются для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и нарушенным слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, расстройствами аутистического спектра как для Варианта 1, так и для Варианта 2. Предложенные учебные планы учитывают сложную структуру нарушения обучающихся и направлены на повышение качества получаемого образования данной категорией детей. Большой интерес у слушателей вызвала Программа воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Данная программа, согласно новому документу, имеет абсолютно новую структуру и новое содержание. Она ориентирует педагогические коллективы на совместную работу, на создание и развитие внутришкольных сообществ, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развитии личности с целью социализации, интеграции в общество. Слушателям были предложены методические рекомендации по ее составлению и реализации для двух вариантов адаптированной программы. Были получены положительные отзывы от участников семинара.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»