Top.Mail.Ru

Компетентный ребенок: новый человек или жертва информации?

Сегодня, говоря о педагогике и образовании, мы используем много терминов и понятий, заимствованных не только из психологии, но и из искусствоведения, бизнеса, маркетинга и других сфер. Новый материал — рассуждение Екатерины Асоновой о понятии «компетентный ребенок».

Компетентный ребенок — это словосочетание стало для меня своего рода открытием. Услышала его от шведской журналистки Анны Когстрем, сотрудницы журнала для подростков «Товарищеская почта», когда брала у нее интервью.

Привычная нам по XX веку модель детства претерпела серьезные изменения: если раньше ребёнок постепенно знакомился с реалиями взрослой жизни, то теперь любая «взрослая» информация может стать для него доступной. К сожалению, это — «плоды» изменения каналов связи: переход практически всех информационных потоков в Интернет, а также активное распространение мобильных средств связи, которые сделали доступ в Сеть открытой для каждого. Несмотря на то, что нежелательная информация легко может «вывалиться» к ребенку из Всемирной паутины, механизмов защиты от этого вынужденного взросления просто нет.

Однако мы по-прежнему держимся за идею возможной защиты детей от информации и пытаемся оградить их, вводя различные нормативные правовые акты (например: Федеральный закон от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ограничение доступа к интернет-ресурсам в школе, попытки создать «безопасный Интернет»).

По-моему, пострадавшими в этой ситуации оказываются дети, которых в итоге часто «спасают» от произведений литературы, кино, театра, усматривая в них угрозу, но никак не защищают от жестокости и унижения. Не лучшим образом такая политика в сфере воспитания детей сказывается и на информационном образовании. Вместо формирования навыков поисковой работы школьное образование делает очередной виток вокруг «содержания предметов», пытаясь его представить в виде списка необходимых знаний (набора информации, которую надо усвоить во время обучения). Иными словами, на уровне законодательных и управленческих решений речи о компетентном ребенке пока не идет.

Но это совершенно не отменяет естественного развития этой сферы человеческих отношений, когда взрослые ищут способы помочь детям (и другим взрослым, кстати), как быть в ситуации информационного «девятого вала», как относиться к чрезмерному потоку информации, что делать со знанием о взрослом мире, которое пока трудно осмыслить самому.

Понятие «компетентный ребенок» — это не характеристика нового поколения детей, а принципиально иное отношение общества к информации о мире, о человеке, об устройстве общества. Это новые компетенции взрослых (педагогов, библиотекарей, психологов, работников музеев, журналистов, создателей детской литературы, образовательных и просветительских программ), определяющие информационную грамотность и социальное здоровье общества.

Впервые текст был опубликован 27 ноября 2017 года на портале «Вести образования».

Автор: Асонова Екатерина, заведующая лабораторией

социокультурных образовательных практик ИСП



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»