Термин — «инклюзивное образование» сегодня прочно вошел в нашу жизнь. Это образование, которое предполагает равное отношение ко всем людям и создание особых условий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в каждой школе есть классы, в которых, помимо обычных, «нормотипичных» учащихся обучаются дети с особыми образовательными потребностями. И именно поэтому школе так необходимы педагоги совершенно нового типа, педагоги, являющиеся носителями гуманистических ценностей, которые обладают необходимыми профессиональными компетентностями.
Все эти вопросы обсуждались на I Межинститутской конференции «Коммуникация в инклюзии», которая прошла 21 ноября 2018 года на площадке Зеленоградского отделения ГАОУ ВО МГПУ. В конференции приняли участие педагогические работники — учителя, воспитатели, логопеды, дефектологи, а также родители детей, имеющих особые образовательные потребности.
Н.М. Назарова, доктор педагогических наук, профессор, в своем выступлении отметила, что основной задачей инклюзивного образования является подготовка каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к беспроблемному включению во все виды общественной жизни, к адаптации в социуме. Педагогу, работающему в инклюзивном классе, необходимо выстраивать правильную коммуникацию, включая детей с особыми образовательными потребностями в общение с обычными детьми, включать их в те виды деятельности, где они могут быть успешными.
Н.Ш. Тюрина, кандидат педагогических наук, доцент, подчеркнула, что в работе с детьми с особыми образовательными потребностями необходим транс дисциплинарный подход, активное включение родителей в процесс адаптации и социализации ребенка.
Об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения, о методиках и технологиях, применяющихся сейчас в сурдопедагогике, рассказала В.А. Томсон, старший преподаватель.
Педагоги — участники конференции — продолжили работу на мастер-классах. А родители детей с особыми образовательными потребностями посетили консультацию у Н.М.Назаровой.
Подводя итог, можно сказать, что одной из важных профессиональных компетентностей учителя, работающего с детьми с ОВЗ, является коммуникативная компетентность, которая позволит не только осуществлять взаимодействие в детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, создавать условия для их социальной адаптации, но и формировать у обычных детей инклюзивную культуру, уважение и толерантное отношение к тем, которые «не такие, как все».