14−15 мая 2019 г. в институте специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ состоялась международная научно-практическая конференция «Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Научно-практическая конференция явилась продолжением многолетней совместной работы осуществляемой ГАОУ ВО МГПУ и ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 1708. Накопленный опыт в области реализации коммуникативного подхода, позволил осуществить его трансляцию посредством проведения научно-практической конференции. В работе конференции приняли участие 329 представителей дефектологического сообщества из 26 субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь. С приветственным словом к участникам конференции выступил советник ректора по связям с регионами ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», кандидат технических наук Игорь Васильевич Шаповалов.
14 апреля 2019 года с 11.00−14.10 прошло Пленарное заседание на базе института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ.
В пленарном заседании приняли участие ведущие ученные в области использования коммуникативных технологий в специальном и инклюзивном образовании Московского городского педагогического университета: Приходько О.Г., Баряева Л.Б., Волковская Т.Н., Вечер М.В., Любимов М.Л., Захарова М.О., Югова О.В., Караневская О.В., Величенкова О.А., Томсон В.А.
В живом диалоге состоялось обсуждение теоретико-методологических и практических вопросов, связанных: с организацией коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии посредством коммуникативного подхода; с использованием альтернативных и дополнительных средств коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с различными ограничениями здоровья; с ролью семьи в коммуникативном развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
С 15.00−19.30 проведены мастер-классы ведущими специалистами сопровождения Москвы и Санкт-Петербурга (Приходько О.Г., Югова О.В., Баряева Л.Б., Генералова Р.Н., Чаплинская Л.Н. и др.) по следующей тематике:
- Использование альтернативных коммуникаций в работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями;
- Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации-содержательный раздел работы с неговорящими детьми;
- Стимуляция коммуникативно-речевого развития у детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья;
- Интерактивная среда для развития коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Психолого-онтогенетический метод «ДО» («Доречевые отношения») в логопедической работе с безречевыми детьми.
15 мая 2019 года с 10.00−15.30 на базе института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ прошла серия мастер-классов и работа тематической секции «Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ глазами молодых ученых».
С 15.00−19.30 проведен проблемный семинар на базе ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 170, которое включает в себя 16 структурных подразделений. В семинаре приняли участие свыше 150 гостей и выступающих. Проблемный семинар включал обсуждение современных коммуникативных технологий в коррекционном образовании. Спикерами проблемного семинара стали директор и учителя-логопеды ГБОУ специальной (коррекционной) Школы № 1708, преподаватели института специального образования и комплексной реабилитации (Новикова Т.Н., Григоренко Н.Ю., Браткова М.В. и др.).
Структура проблемного семинара была представлена рядом мастер-классов:
- Мастер-класс по ритмико-мелодико-интонационной организации языка;
- Роль Томатис-терапии в коррекционной работе с детьми со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения;
- Игровая методика «Play Attention» как средство преодоления дефицита внимания у детей с ООП;
- Использование интерактивного метронома в системе коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 1708.
Презентации участников:
Актуальные вопросы использования средств альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями развития -Караневская О.В.
Жестовый язык — право на общение — Томсон В.А.
Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ — Баряева Л.Б.; Лопатина Л.В.
Особенности формирования коммуникативных навыков и речи у детей, имеющих РАС — Леонова И.В.
Коммуникативный аспект в обучении грамоте детей с речевыми нарушеними — Величенкова О.А.
Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья — Югова О.В.
Стимуляция доречевой и речевой активности у детей первых лет жизни — Кательсон Т.А.
Технологии разноплановой коммуникации в условии инклюзии — Любимов М.Л., Захарова М.О.
Фразовая и связная речь как основа коммуникативных навыков детей с ОВЗ — Штырфунова Е.О.