В начале августа Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян о научных фактах: каждый третий считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Еще 12% опрошенных думают, что планета совершает оборот вокруг Солнца за один месяц. Каждый пятый опрошенный уверен, что динозавры жили бок о бок с пещерными людьми.
Больше всего неверных ответов дали опрошенные среднего и старшего возраста, а молодые люди показали грамотность в естественно-научных вопросах. Эксперт МГПУ Сергей Макеев рассказал газете «Коммерсантъ», почему в России и мире многие не знают об устройстве вселенной и как это можно исправить.
Ни одного урока астрономии
Даже на основе среднего школьного образования можно дать правильные ответы на простые вопросы об устройстве мира, считает старший преподаватель департамента математики и физики, руководитель Центра компетенций «Робототехника. Конструкторы Lego® Education» STEAM-парка ИЦО Московского городского педагогического университета Сергей Макеев.
«В 1993 году в школах России астрономия перестала быть обязательным предметом, — комментирует Макеев, — и только в 2017 году ее стали преподавать старшеклассникам. За четверть века выросло целое поколение, которое ни разу не было на уроках астрономии, отсюда и такие шокирующие результаты опроса».
Сейчас в школах преподают основы устройства вселенной в начальной школе и астрономию в старших классах. Но то, как дети усвоят знания, зависит уже от компетенции учителей, считает преподаватель МГПУ. Фактически нет профессии «учитель астрономии», и уроки ведут педагоги физики, математики, информатики. Не всегда они обладают необходимой для этого компетенцией.
Другие заблуждения россиян
Что касается других естественно-научных предметов, школы по своему желанию могут не преподавать физику, химию, биологию, географию в старших классах, а заменить их одним общим курсом естествознания. У учеников гуманитарных и социально-экономических классов освобождается время на изучение литературы, истории, английского языка, но они теряют возможность получить знания об устройстве планеты. В итоге в то, что первобытные люди могли жить в одно время с динозаврами, верит каждый пятый россиянин, согласно исследованию ВЦИОМа. Положительно на вопрос «Согласны ли вы со следующим утверждением: „Радиоактивное молоко можно сделать безопасным, если его прокипятить“?» ответило 7% респондентов — в 2007 году это показатель был вдвое больше. Еще 44% опрошенных считают, что генно-модифицированные продукты вызывают онкологию — в 2014-м таких было 67%.
По результатам опроса можно заметить, что общий уровень научной грамотности россиян растет, хотя многие продолжают заблуждаться насчет вращения небесных тел.
Научная грамотность
Пожилые люди, живущие в селе, любители телевизора, со школьным образованием — таковы характеристики россиян с невысоким уровнем научной грамотности. Ученые связывают ухудшение когнитивных способностей именно с постоянным просмотром телепередач — память и сообразительность ухудшаются даже у тех, кто проводит перед экраном более трех часов в день, а современные пенсионеры могут переключать каналы сутки напролет.
Высокий уровень научной грамотности у молодежи: более 60% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет на все или почти все вопросы об устройстве мира ответили правильно. Также больше научных фактов знают жители крупных городов, имеющие высшее образование и часто пользующиеся интернетом.
Что делать?
По итогам исследования видно, что жителей с низким уровнем научной грамотности много. Это подтверждают и события в мире — во время пандемии появились целые общества антипрививочников, противников ношения масок и ковидных ограничений. Антинаучные взгляды мешают просвещению, вредят жизни и здоровью.
«Хоть мы и не живем в Средние века, сейчас много антинаучных знаний: вместо устройства Солнечной системы люди знают все про совместимость знаков зодиака, нумерологию, — уверен Сергей Макеев.— Школьные уроки в старших классах и последующее обучение в колледжах, университетах должны повысить количество людей с высоким уровнем научной грамотности (сейчас таких в России 35%), научить их мыслить критически. Постепенно процент правильно ответивших на подобные вопросы будет увеличиваться, значит, учителя и преподаватели все делают верно».