В институте состоялась научно-практическая конференция с международным участием. Основной целью проведения являлось обсуждение актуальных вопросов междисциплинарных исследований когнитивных процессов у лиц с различными нарушениями развития и интегративных практик.
Направлениями работы конференции стали:
- Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования когнитивных процессов у детей и взрослых с нарушениями развития.
- Профильный подход к диагностике трудностей в обучении у детей разного возраста.
- Когнитивное развитие детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
- Трудности в обучении детей: проблемы когнитивного развития.
- Когнитивные нарушения у лиц с приобретенной патологией центральной нервной системы.
- Метапредметный подход в образовании обучающихся с особыми образовательными потребностями.
- Инновационные технологии и интегративные практики в образовании лиц с нарушениями развития.
Конференция проходила в гибридном формате и собрала более 215 представителей дефектологического сообщества из 15 субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь. В работе конференции приняли участие представители ведущих педагогических вузов страны, среди которых МПГУ, МГППУ, РГПУ имени А.И.Герцена, ТюмГУ, РГУ имени С.А.Есенина, УрГПУ, ГУП.
Сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП также приняли активное участие в работе конференции.
Среди участников конференции были также педагоги-практики, в частности представители ГБОУ Специальной (коррекционной)школы № 1708.
Почетным гостем конференции была один из старейших дефектологов России, доктор педагогических наук, профессор В.В.Воронкова.
С приветственными словами к участникам встречи обратились и.о. директора Института специального образования и психологии МГПУ, кандидат психологических наук, доцент Елена Ушакова, которая отметила важность междисциплинарных исследований, а также их актуальность и перспективность в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии.
Заведующая лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и психологии МГПУ, доктор психологических наук, профессор Ирина Левченко отметила значимость данного мероприятия, в связи с тем, что в последние годы не проводились аналогичные мероприятия, тогда как изучение когнитивных процессов при различных вариантах дезонтогенеза является перспективным в контексте разработки программ индивидуального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с трудностями в обучении.
И.о. заведующего кафедрой логопедии Института специального образования и психологии МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Филатова отметила широкую представленность специалистов разного профиля: логопедов, дефектологов, психологов, клиницистов на данном мероприятии, что указывает на значимость междисциплинарного подхода в системе комплексного сопровождения лиц с ОВЗ разного возраста.
В рамках научно-практической конференции были проведены пленарное заседание и три секции по различным тематикам:
- Междисциплинарные исследования когнитивных процессов у детей и взрослых.
- Интегративные практики в образовании детей с нарушениями когнитивного развития.
- Организационно-содержательные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями.
В пленарном заседании приняли участие ведущие ученные в области коррекционной педагогики, специальной психологии, детской неврологии: Анисимов Г. В., Богданова Т.Г., Валитова И.Е., Волковская Т.Н., Екжанова Е. А., Калашникова Т.П., Левченко И. Ю., Малярчук Н. Н., Орлова О.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. и др.
В живом диалоге состоялось обсуждение теоретико-методологических и практических проблем нейропсихологических и нейрофизиологических исследований когнитивных процессов у детей и взрослых с нарушениями развития, особенности когнитивного развития детей как с врожденными, так и приобретенными патологиями центральной нервной системы, метапредметности в образовании обучающихся с особыми образовательными потребностями; были представлены инновационные технологии и интегративные практики в образовании лиц с нарушениями развития. В сообщениях были освящены перспективные направления междисциплинарных исследований и достижения современной логопедии.
На секциях состоялось обсуждение наиболее актуальных вопросов современной логопедии, специальной психологии, нейропсихологии, проблем обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Большой интерес вызвали сообщения кандидата психологических наук, доцента Дубровиной Т.И. посвященное особенностям мнестической деятельности дошкольников с ОНР, кандидата педагогических наук, доцента Черкасовой Е.Л. раскрывающие специфику работы с детьми со сложным речевым дефектом, кандидата педагогических наук, доцента Лариной О.Д. затронувшей проблемы приобретенных речевых нарушений, кандидата педагогических наук, доцента Филатовой И.А. раскрывшей формирование пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи, кандидата педагогических наук, доцента Бутко Г. А. осветивший методику формирования временных представлений у детей с ЗПР.
При подведении итогов конференции была отмечена значимость проведенного мероприятия, инновационный характер и новизна многих выступлений, были высказаны пожеланий к публикации наиболее интересных и практико-ориентированных докладов.