Top.Mail.Ru

Ко Всемирному дню рыболовства

«Займитесь ужением, вступите в „великое племя рыболовов“, как шутливо называл рыболовов Гайдар, и вы сразу же почувствуете, как окрепнет и закалится ваше тело. Вы погрузитесь в светлую поэзию русской природы и жизни».

Константин Паустовский

«Боги не засчитывают в счёт жизни время, проведённое на рыбалке» — такую надпись нашли археологи на ассирийских плитах. Рыболовство — один из древнейших способов не только добычи пропитания, но и времяпровождения. Человечество начало рыбачить даже раньше, чем превратилось в представителей рода homo sapiens, то есть человека разумного.

На территории современной России в первобытную эпоху главной морской добычей был осётр. Сначала его ловили голыми руками, а позже придумали для этого специальные приспособления. Так, в подмосковной Дубне археологи нашли снасти возрастом больше семи с половиной тысяч лет. Проходят годы, декады, столетия, а популярность рыболовства не снижается, даже несмотря на то, что морепродукты сегодня гораздо легче купить, чем добыть самостоятельно.

Сегодня праздник как всех профессиональных рыболовов, так и тех, для кого рыбалка — это хобби, а рыба — любимое блюдо. Всемирный день рыболовства был учреждён, чтобы повысить престиж рыбачества как карьеры, а также привлечь внимание к проблеме бережного отношения к природным ресурсам.

Каких морских обитателей называют «загадкой Дарвина»? У какой рыбы глаза на одной стороне тела? Как рыбачить, не нанося урон природе? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Всемирному дню рыболовства.

Собираемся на рыбалку

«Кто такие рыбы?» — сценарий урока, который ответит на самые разные вопросы про морских обитателей, которые только могут возникнуть у младших школьников: как по одной чешуе определить возраст рыбы? кто похож на ежа, но живёт под водой? где в столице можно посмотреть на экзотических рыб? А материал «Общая характеристика и особенности внешнего строения рыб. Многообразие рыб» будет полезен для ребят постарше, которые хотят подготовиться к своей первой рыбалке. Сценарий расскажет, как устроена рыба, его интерактивные приложения научат различать их виды и среды обитания, а официальная статистика поможет понять, к какому водоёму надо поехать, чтобы поймать сазана, леща или треску.

Сом — самая большая пресноводная рыба: его длина может достигать четырёх метров. Угорь — одна из самых опасных, так как может поразить противника разрядом мощностью в 550 вольт. А камбала — единственная рыба, чьи глаза в некоторые периоды жизни расположены на одной стороне её тела. Сможете ли вы распознать кого-либо из этих морских обитателей, если когда-нибудь столкнётесь с ними на рыбалке, помогут проверить приложения «Рыбы» и «Промысловая рыба». А для самых опытных рыбаков был разработан кроссворд «Рыбы», который предложит ввести имена морских жителей, ориентируясь только на их фотографии.

Вы когда-нибудь бывали в «Москвариуме»? Если нет, то видео «Удивительные рыбы» точно вдохновит вас посетить эту столичную достопримечательность, где собраны сотни видов экзотических рыб со всей планеты. Из ролика школьники выяснят, какие рыбы умеют летать, каких называют «загадкой Дарвина» и зачем некоторые морские обитатели обладают ярким окрасом, даже несмотря на то, что он привлекает хищников.

95% известных науке видов рыб принадлежат к подотряду костных, остальные — к подотряду хрящевых. Интересная особенность последних заключается в отсутствии у них плавательного пузыря: чтобы не опуститься на дно, они постоянно находятся в движении. Приложение «Классификация рыб» проверит, сможете ли вы отличить костных рыб от хрящевых по их названиям.

Готовим улов

Вечереет. Удочки свёрнуты, палатка разбита, костёр разожжён. Пора доставать свой улов и ужинать! Но прежде чем приступить к жарке, не забудьте подготовить пойманную рыбу по всем санитарным правилам. Сценарий урока «Технология первичной обработки рыбы» подскажет, как разделать её таким образом, чтобы не отрезать лишних частей и не допустить попадания в пищу вредных веществ. А приложение «Обработка рыбы» проверит, заполнили ли школьники порядок, в котором нужно разделывать тушку.

Рыба — богатый источник витаминов D и группы B, Омега-3 жирных кислот и других полезных веществ. Они улучшает работу центральной нервной системы, благотворно влияют на головной мозг, регулируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Из сценария «Рыба. Блюда из рыбы» школьники узнают варианты приготовления этих полезных морепродуктов. Кроме того, представленный в материале интерактивный текст расскажет, как определить их свежесть.

Рыбы в опасности

В XXI веке промышленное рыболовство ставит под угрозу всю экосистему планеты. Чрезмерный вылов сокращает популяции морских обитателей, и они просто-напросто не успевают восстанавливаться. С целью сохранения водного многообразия в Российской Федерации был принят ряд законов и установлены специальные ограничения. Тест «Экологическая безопасность. Рыбная ловля» и кроссворд «Природоресурсные обязанности. Водный фонд» проверит, насколько хорошо старшеклассники разбираются в юридической и экологической стороне рыболовства.

Сценарий урока «Значение рыб. Промысловые рыбы. Охрана рыбных богатств» посвящён рыбам как важнейшему звену пищевой цепочки. Из материала школьники узнают, что такое промысловые рыбы, какова их роль в экосистеме и когда в нашей стране появился первый закон, их защищающий. Кроме того, сценарий расскажет о пользе таких экологических мер, как прудовое хозяйство, сезонный вылов и насаждение деревьев по берегам рек.

«Но когда же мы научимся не только брать, брать — миллионы, тонны, кубометры, киловатты, — но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?..». Тема экологии, спасения жизни на земле во всей её пестроте и разнообразии не раз поднималась в русской литературе. Так, главный герой повести Виктора Астафьева «Царь-рыба» занимается браконьерством и от этого испытывает глубокие нравственные страдания. Ему стыдно, что от своей жадности он злоупотребляет богатствами, что подарила человеку Земля. Жизнь браконьера меняет встреча с Царь-рыбой — гигантским осетром. Сценарий урока «Виктор Астафьев „Царь-рыба“» расскажет, как в её образе Астафьев отразил всю природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, истребление которой приведёт к его собственной гибели.

«Чтоб помнили: наша земля едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге, должен быть человеком!».

Виктор Астафьев, «Царь-рыба»



МГПУ и МИИТ создали Лабораторию инженерной дидактики


27 декабря 2024 г.


Договор о создании лаборатории подписали 27 декабря ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко и ректор Российского университета транспорта Александр Климов

Борис Куприянов о детстве в пионерском лагере


27 декабря 2024 г.


Профессор департамента педагогики Борис Куприянов принял участие в съемках программы телеканала "Культура", посвященной устройству детского отдыха в СССР

Главные новости