Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?
По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ…
Б. А. Ахмадулина
Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. Праздник учредили на 30-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО, состоявшейся в 1999 году в Париже, а впервые отметили в 2000 году.
Инициатором Всемирного дня поэзии, который прошёл 21 марта 2000 года в Москве в Театре на Таганке, стало поэтическое содружество «Добровольное общество охраны стрекоз», созданное поэтом и философом К. А. Кедровым. Творческий вечер организовали художественный руководитель театра Юрий Любимов вместе с поэтами Константином Кедровым и Андреем Вознесенским; главную роль в поэтическом спектакле сыграл Валерий Золотухин.
С 2011 года к торжеству приурочено награждение лауреатов Национальных литературных премий «Поэт года» и «Писатель года», которые учреждены Российским союзом писателей с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в русскую литературу.
В праздничные дни открывают свои двери и проводят различные мероприятия библиотеки, литературные музеи, поэтические объединения, театры, проводятся поэтические вечера, на которых выступают современные писатели, а также проходят конкурсы, форумы, фестивали, где все желающие могут прочитать стихотворения известных поэтов. Таким образом, Всемирный день поэзии способствует поддержке языкового разнообразия посредством поэтического самовыражения, а также даёт возможность языкам, находящимся под угрозой исчезновения, быть услышанными.
С чем были тесно связаны первые стихотворения? Какая поэтическая форма получила высочайшее развитие в эпоху Возрождения? Кого относят к «золотым» классикам русской литературы? Какие новые типы героев появились в русской литературе XIX века? Что объединяло деятелей культуры Серебряного века? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Всемирному дню поэзии.
«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия…»
Слово «поэзия» происходит от греческого poieo, что значит творить, создавать, строить, созидать. Считается, что древнейшее поэтическое произведение относится к XXIII веку до нашей эры — это стихотворения-гимны аккадской принцессы и верховной жрицы, известной как Энхедуанна.
Первые стихи были тесно связаны с мифами и легендами, передаваемыми из уст в уста. Они рассказывали о богах, героях, о сотворении мира, приключениях. Одним из самых известных греческих поэтов является Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи». Видеоурок «Гомер и его героические поэмы. „Илиада“» познакомит с сюжетом поэм, а приложение «Герои поэмы Гомера „Илиада“» поможет вспомнить персонажей произведения. Греческая поэзия оказала огромное влияние на всю европейскую литературу. Средневековая поэзия сформировала образ нового героя. Понятие рыцарской чести и культ прекрасной дамы воспевали трубадуры и труверы. Одноимённый интерактив проверит, знают ли учащиеся определения жанров рыцарской поэзии. В эпоху Возрождения развитие получает возникший ранее сонет. Славу таким произведениям в Англии даровал поэт и драматург Уильям Шекспир. Его перу принадлежат более 150 сонетов, а также такие знаменитые пьесы, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» и другие. Об особенностях творчества Шекспира можно узнать из одноимённого интерактивного задания.
XIX и XX века стали периодом новаторства в поэзии. Творцы отходили от привычных форм и разрабатывали оригинальные техники стихосложения. В данный период возникли новые философские и эстетические движения, такие как символизм, футуризм, модернизм и постмодернизм, каждое из которых предлагало свой взгляд на искусство и мир. Видео «СПО. Зарубежная поэзия. Тематика, проблематика, жанровое разнообразие, ключевые произведения» расскажет об особенностях зарубежной поэзии ХХ века, о том, как её понимать и расшифровывать.
«Поистине, то был золотой век нашей литературы, период её невинности и блаженства!»
Поэзия всегда являлась откликом на происходящие в мире явления. Она переживала множество этапов развития, но никогда уже не была прежней. Под золотым веком русской литературы подразумевается XIX век. В начале столетия складывались новые языковые нормы: Н. М. Карамзин, историк и литератор, одним из первых стал сближать разговорный и литературный языки в своих трудах. Сторонниками таких изменений были представители молодого поколения: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский. Материалы «Золотой век русской поэзии», «Поэты пушкинской эпохи» и одноимённое приложение помогут вспомнить поэтов данного периода.
В данный период в отечественной литературе появились новые типы героев: «маленький человек», «лишний человек». Также в искусстве присутствовало влияние европейского романтизма. Герои-романтики, противопоставляющие себя обществу, мечтали жить в собственном идеальном мире. Яркий пример подобного персонажа — Мцыри из поэмы М. Ю. Лермонтова. Интерактив «М. Ю. Лермонтов. Тема поэта и поэзии» позволит проанализировать идейное содержание стихотворений «Пророк» и «Поэт».
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности…»
Серебряный век породил множество направлений и течений в философии и искусстве, которые противоречили друг другу. Однако их объединяло то, что деятели культуры рубежа XIX и XX веков искали новые способы самовыражения, новый художественный язык, который смог бы гармонично существовать в сочетании с культурными традициями ушедших эпох. Приложение «Поэтические течения начала ХХ века» напомнит характерные черты некоторых направлений и течений. С помощью интерактивного задания «Особенности поэзии начала XX века. Литературные течения» можно определить представителей литературных течений начала ХХ века.
Символизм — самое раннее литературное направление Серебряного века — зародился во Франции, но был переосмыслен и получил новое развитие в России. Творчество старших символистов (К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского и других) отличалось музыкальностью, их работы передавали мимолётные поэтические озарения и впечатления. В отличие от старших, которые опирались на культ красоты и свободы поэтического самовыражения, младшие (А. А. Блок, А. Белый и другие) ориентировались на философские и религиозные изыскания, стремились к более конкретному идеалу. Из видео «СПО. Серебряный век русской поэзии. Символизм. Характеристика течения, ключевые произведения и авторы» старшие школьники узнают, почему символисты были мистиками в литературе, а сценарий темы «Стихотворения поэтов Серебряного века. Часть 2» даст возможность познакомиться с биографией поэта-символиста К. Д. Бальмонта.
Акмеизм как направление сложился в кружке под названием «Цех поэтов», в который входили Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова и другие поэты. Они хотели реформировать эстетическую систему символистов; утверждали ценность «вещного» восприятия мира, «прекрасную ясность» языка, точность деталей. Видео «СПО. Акмеизм. Характеристика течения, ключевые произведения и авторы» расскажет о важнейшем признаке акмеизма в литературе. Тест «Эстетика акмеизма в творчестве А. А. Ахматовой» позволит обобщить знания о чертах акмеизма в лирике поэта, а с помощью сценария урока «Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой» можно проанализировать, как отражена тема отношений поэта и читателей в произведениях автора.
В 1910-х годах в поэзии возникло новое направление — футуризм. Материал «СПО. Футуризм. Характеристика течения, ключевые произведения и авторы» расскажет о принципах футуризма. Его идеология строилась на отрицании всего существующего художественного опыта, который необходимо было уничтожить, чтобы на его месте создать новое искусство. Сценарий темы «Стихотворения поэтов Серебряного века. Часть 1.» познакомит с поэтикой данного направления в литературе. Внутри отечественного футуризма сложилось несколько групп: например, кубофутуристы (В. Хлебников, В. В. Маяковский) и менее радикальные эгофутуристы во главе с И. Северяниным. Из видео «СПО. Серебряный век русской поэзии. Общая характеристика, течения, объединения, авторы» вы узнаете об особом футуристическом языке, который использовали авторы-футуристы.
«Мои стихи не я вынашивал, // Бывало всякое, не скрою: // Порою трус пером их сглаживал, // Герой чеканил их порою…»
Конец 1920-х годов XX века стал началом нового этапа развития русской поэзии, названного Советским периодом. С одной стороны, в СССР продолжали создавать свои произведения творцы Серебряного века, а с другой стороны, набирала силу идеологическая линия в поэзии. Знаменитыми становятся такие поэты-соцреалисты, как К. М. Симонов или А. Т. Твардовский, прославляющие революцию, коммунистические идеалы, пролетариат.
Стихотворения и тексты песен, посвящённые Великой Отечественной войне, остаются в нашей памяти на протяжении всей жизни. Поэты, как чуткие камертоны, откликнулись на эти события, запечатлев в своих произведениях правду о войне. Данный период представлен творчеством поколения фронтовиков: А. А. Суркова, Ю. В. Друниной и других. С помощью видеоурока «Поэзия Великой Отечественной войны» можно проанализировать стихотворения авторов данного периода.
Значимым литературным событием стало появление поэтов, сформировавшихся под влиянием «оттепели». «Шестидесятники» (Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский и другие) выросли во время войны или сразу после неё. В их творчестве отразились надежды на перемены, стремление к правде, свободе и справедливости. Из приложения «Поэзия 60-х гг. ХХ века» школьники узнают об особенностях «громкой» и «тихой» лирики.
История возникновения поэзии — это длинный и уникальный путь каждой страны. Видео «СПО. Современная поэзия. Тематика, проблематика, ключевые произведения и авторы» поможет ответить на вопрос: «В чём состоит феномен современной поэзии?». Поэзия всегда была и остаётся важной частью русской культуры, отражая её историю, традиции и духовные ценности. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, мыслить шире и говорить честно, развивает нашу речь, воображение, эмоциональный интеллект и помогает нам лучше понимать себя и других.
«Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза".
Б. А. Ахмадулина