«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти»
(Л. Н. Толстой)
Слово — влиятельный инструмент в руках талантливого человека. Писатели и поэты искали ответы на злободневные вопросы, создавали ярчайшие картины эпохи, учили любить и ненавидеть, сопереживать героям. Сегодня Всемирный день писателя отмечают во многих странах, в России вручают премии и награды «мастерам слова», организуют конгрессы, на которых обсуждаются новые течения в литературе, проводятся встречи современных писателей с читателями, школьники рассуждают о роли романистов и поэтов в современном мире. Изначально название было «Всемирный день мира для писателя», но так как важны все деятели, занимающиеся не только словом, но и фактами, мероприятие празднуется и журналистами, и публицистами, и документалистами.
Как связано имя М. В. Ломоносова с данным праздником? В каком издании были опубликованы первые работы И. С. Тургенева? С какой целью авторы использовали пословицы в своих произведениях? Какую роль играла публицистика в годы Великой Отечественной Войны? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Всемирному дню писателя.
История праздника
С 1735 года литераторов стали волновать вопросы русского языка, было учреждено «Российское собрание» при Академии наук. Споры
М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, их последователей заложили теорию литературного языка. Кроме государственных организаций создавались так же литературно-философские кружки, члены которых занимались вопросами развития отечественной культуры и слова. В 1859 году «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным» стало обращать внимание на социальные и общественные проблемы. Рекомендуем ознакомиться с приложением «Русские писатели», чтобы узнать, кто всегда трепетно относился к теме литературы и языка.
Литературный журнал А. С. Пушкина «Современник» в свое время открыл дорогу для таких творцов как И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой,
Ф. М. Достоевский и другие. Сначала печатная деятельность создателя «Евгения Онегина» не имела успеха, но позже многие авторы стремились стать частью именно «Современника», которым руководил в последствии поэт и публицист, Н. А. Некрасов. А чтобы познакомиться поближе с писателями, публиковавшимися в литературных журналах предлагаем воспользоваться интерактивным приложением «Великие русские писатели».
Легендарной международной премией в литературе являете Нобелевская, учрежденная в 1901 году. Знаете ли вы отечественных писателей или поэтов, которые были отмечены в литературе? Признание Нобелевского комитета получили И. А. Бунин, Б. Л. Пастернак, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, И. А. Бродский. Приложение «Узнайте писателя (поэта) и его произведение», напомнит цитаты из произведений великих авторов, которые являются знаковыми не только в русской литературе, но и зарубежом.
В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей. Членство в Союзе было почётным званием и вопросы, которые обсуждались на собраниях, являлись невероятно важными для каждого автора.
«Чтение — вот лучшее учение»
Знакомство со словом, с книгами начинается с колыбели. Кто из нас не знает знаменитого умывальника Мойдодыра? Кто не переживал за Таню, которая уронила в речку мячик? Кто не читал рассказы о Денисе Кораблеве? Детская литература вносит огромный вклад в воспитание ребенка. Интерактивные материалы «Детские писатели» и «Писатели детям» помогут младшим школьникам вспомнить первых авторов, с которых и началась дружба с литературой.
С малых лет мы часто от окружающих слышим разного рода поучительные изречения, то есть пословицы. Например, «Любишь кататься — люби и саночки возить» или «Сделал дело — гуляй смело». Русские писатели нередко использовали данное фольклорное произведение, чтобы оживить речь своих героев. Соотнесение начала и конца пословиц в приложениях «Пословицы о книгах» и «Пословицы о книге, о знаниях, об учении» напомнят нам главные афоризмы об источнике знаний.
По мере того, как мы растем, меняются наши пристрастия в поэзии и в прозе. Начальная школа приоткрывает крупнейших литераторов, а средняя и старшая — знакомят с произведениями, являющими знаковыми в русской литературе. Какому поэту принадлежат строки «Я лиру посвятил народу своему»? Проверить знания учащихся поможет следующий материал — «Тема поэта и поэзии».
Многие авторы общались к собственным детским воспоминаниям в творчестве. М. Горький писал, что, ежедневно сталкиваясь с большим количеством впечатлений, он просто не может не писать. Приложение «Писатели о себе (автобиографические книги)» расскажет об известных автобиографических произведениях, а интерактивный материал «Литературные места России» будет интересно тем, кто желает знать, о том, как сильно влияет на писателя отчий дом или дорогая сердцу усадьба.
Литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных общественных проблем, называют публицистикой. Прототипом является ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима. К первым русским публицистическим произведениям относятся «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и другие. Расцвет публицистики в России пришелся на XIX век, а в XX столетии данный жанр оттачивался. Видеоуроки «Публицистический стиль», «Жанры публицистического стиля» и «Д.С. Лихачев „Земля родная“ (избранные главы из книги)» расскажут, какие существуют виды очерка, что относится к основным жанрам публицистического стиля, почему книга Д.С. Лихачева является знаковым событием. В годы Великой Отечественной Войны публицистика играла важную роль в литературе. О чем писали газетные заметки в то время? Что хотелось донести авторам до читателей? Сценарий урока «Публицистика военных лет» поможет найти ответы на вопросы, а исследование, проведенное на уроке, даст возможность учащимся создать собственный очерк или газетную заметку.
Можно ли научиться писательству? Что оказывает воздействие на литератора? Впечатления в отрочестве, атмосфера в семье, школа и образование, первая проба пера — не только подобные факты, но и другие влияют на становление будущего писателя или поэта. Сценарий урока
«И. С. Шмелев. Рассказ „Как я стал писателем“» познакомит по автобиографическому рассказу с беллетристом, главные работы которого «Лето Господне» и «Солнце мертвых» вышли в эмиграции. А кроссворд «Что в имени тебе моем?» даст возможность проверить себя учащихся средней школы.
Книга — бесконечный диалог
Для литераторов их деятельность — особый способ разговаривать. Для одних — это попытка убежать от одиночества или реальности, для других — возможность высказаться о чем-то тайном и сокровенном, используя художественные средства и образы. «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда…» писала А.А. Ахматова, но всем известно, с каким трудом проходят поиски слова, способного «глаголом жечь сердца людей». А. П. Чехов считал, что писатель видит яснее, чем обычные люди, он как пророк. Учиться данной профессии необходимо на протяжении всей жизни, чтобы с честью и достоинством оберегать свободу слова.
«Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою „золотую розу“ — повесть, роман или поэму»
(К. Г. Паустовский)