Дороже всего на свете хлеб. Хлеб! Тот, у кого нет хлеба, этой вот кислой горбушки, не может работать и бороться.
В. П. Астафьев
Ежегодно 16 октября отмечают Всемирный день хлеба, одного из самых популярных продуктов в мире. Праздник учредили в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. В России также празднуют Третий Спас, символизирующий завершение жатвы. В народе его принято называть Хлебным или Ореховым Спасом. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и вкушали всей семьёй. А в феврале на Руси отмечали Агафьин день — День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли (еду, олицетворяющую домашний очаг). Данные продукты берегли в течение года как талисманы, которые, по преданию, охраняли дом от несчастий.
Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются особой популярностью несмотря на то, что многие люди придерживаются диет, заменяя хлеб низкокалорийными продуктами. Каждый народ всегда бережно и трепетно относился к этому продукту, поскольку считал его своим кормильцем. В прежнюю пору хлеб являлся главным признаком достатка в семье и благополучия в доме.
Почему существует много пословиц и поговорок про хлеб? В чём особенность приготовления этого продукта на Руси? Как сегодня готовят хлеб? Какие ингредиенты использовались при выпекании блокадного хлеба? Почему рассказ Паустовского К. Г. называется «Тёплый хлеб»? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Всемирному дню хлеба.
Хлеб — всему голова
Сегодня хлебобулочными изделиями никого не удивить: на прилавках в магазинах можно найти самую разнообразную выпечку. Но не так давно крестьяне трудились изо дня в день, выращивая пшеницу и заботясь об урожае круглый год. Ведь хлеб считался главным богатством. В народе про него говорят так: «хлеб — всему голова», «хлеб на стол, и стол — престол», «без хлеба сыт не будешь». Интерактив «Пословицы о хлебе» напомнит известные изречения, в которых выражена народная мудрость в поучительной форме.
Трудное и непростое дело было изготовить хлеб, отсюда трепетное и уважительное отношение к нему: «хлеб — кормилец», «хлеб в человеке — воин», «без ума проколотишься, а без хлеба — не проживёшь», «нет хлеба — клади зубы на полку». О том, сытым будет год или голодным, люди судили по тому, сколько удалось собрать и намолотить зерна. Считалось, что если нет хлеба, то любая еда не будет сытной — «горек обед без хлеба». Ни при каких обстоятельствах нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку, так как верили, что это большой грех. Народная мудрость гласит: «выкинул хлеб, значит — потерял семейное благополучие и силу».
Слагая веками пословицы и поговорки про хлеб, народ прославлял и подчёркивал его символизм. Продукт характеризовали такими эпитетами, как «голова», «батюшка», «дар Божий», «кормилец». Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток.
От зёрнышка до буханки
По мнению учёных, первые хлебные изделия начали изготавливать ещё 8 тысяч лет назад. Они имели вид лепёшки. Их создавали из крупы и воды, а выпекали на раскалённых камнях. На Руси к выпеканию относились особенно: к приготовлению нужно было подходить только в хорошем расположении духа, напевать душевные песни, в доме в это время должна быть тишина, перед замесом теста хозяйка обязательно молилась. Во многих поселениях существовали специальные хлебные избы. Видео «Музей хлеба» перенесёт на мгновение в музей и познакомит с историей и традицией хлебопечения.
Столетие тому назад на смену тяжёлому ручному труду пекарей пришло механизированное производство. Видео «Как сделать вкусный хлеб», «Как пекут хлеб» и «Как пекут Бородинский хлеб» позволят побывать на хлебозаводе. Несмотря на слаженную технологию изготовления хлеба, в каждую буханку до сих пор вкладывается много усилий. Муку, дрожжи, воду, сахар, соль и пряности помещают в огромный чан и перемешивают большим миксером. Полученное тесто делят на отдельные буханки или булочки, затем дают каждой из них немного подняться. Когда хлеб поднимется, его выпекают до тех пор, пока он не достигнет нужного цвета. Сценарий урока «Технологии приготовления мучных изделий. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности» расскажет о том, почему хлеб должен быть в рационе каждого человека. Тест «Хлеб всему голова» проверит, знакомы ли учащиеся с этапами выпекания хлеба, а материал «Технологии приготовления мучных изделий. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности» позволит распределить хлебобулочные изделия на те, которые сделаны из дрожжевого и бездрожжевого теста. После выпечки хлеб охлаждают в течение нескольких часов, разрезают и упаковывают. С помощью приложения «Хлеб» можно расставить иллюстрации изготовления продукта в верном порядке.
Символ надежды и жизни
Хлеб — это не просто пища, его ценность охватывает множество аспектов, от питания до социальных традиций. Он является основой культуры, символом силы и единства, а в годы Великой Отечественной войны хлеб был ленинградской святыней. Люди города столкнулись с ужасом голода, блокадный хлеб стал важнейшим элементом их выживания.
Академик Д. С. Лихачёв вспоминал: «Каждую крошку ловили на столе пальцами. Появилось специфическое движение пальцев, по которому ленинградцы узнавали друг друга в эвакуации: хлебные крошки на столе придавливали пальцами, чтобы они прилипли к ним, и отправляли эти частицы пищи в рот. Просто немыслимо было оставлять хлебные крошки».
Карточки на продукты были введены ещё летом 1941 года. В условиях военного времени они вводились не только в Ленинграде, но и на территории всей страны. Но с каждым осенним днём первого года войны их всё сложнее было отоварить. Из видео «Блокада Ленинграда» старшие школьники узнают, какой паёк был у жителей на 1 октября 1941 года.
Всего в Ленинграде в блокаду работало 6 хлебозаводов. Они постоянно поддерживали производство в условиях почти полного отсутствия муки, перебоев с электричеством, водоснабжением и транспортом. Доля содержания муки в ленинградском хлебе оказывалась ниже 60%, поэтому испечь буханку приемлемого качества было технологически невозможно. В декабре 1941 года при выпечке хлеба добавляли такие пищевые примеси, как овсяная, ячменная, соевая, жмыховая мука, мука из кокосового, льняного, конопляного, соевого, хлопкового жмыха, отруби, обойная пыль, солодовая мука, мучные смётки и вытряски от обработки мешков, кукурузная, рисовая мука, и даже пищевая целлюлоза.
Доставить хлеб в магазины было тоже непросто: грузовой автотранспорт мобилизовали для нужд фронта, трамваи к зиме встали из-за перебоев с электричеством. Продукты перевозили на тележках, а когда установился снежный покров — на санках. В повозку весом в 200−300 кг вместе с поклажей впрягались 3−4 человека.
Хлеб был жизненно важен для жителей города. Он стал символом надежды и выживания, а также олицетворял стойкость духа ленинградцев и их готовность к борьбе. Видео «Блокадный паёк» познакомит с произведениями художников блокадного Ленинграда.
«А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия…»
Рассказ «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского был опубликован в 1954 году в детском журнале «Мурзилка». Предлагаем обратиться к мультипликационному фильму по этому тексту. Данное произведение многогранно: это рассказ, с одной стороны, так как автор частично описывает реальные события, и сказка, поскольку речь идёт о фантастических событиях, и притча. «Тест по сказке К. Паустовского „Тёплый хлеб“» проверит, знакомы ли учащиеся с содержанием текста.
Действие происходит во время Великой Отечественной войны в небольшой деревушке. С помощью интерактива «К. Г. Паустовский „Тёплый хлеб“» можно составить план рассказа. В произведении нет положительных и отрицательных героев, силы добра и зла борются в душе человека. Как и во многих рассказах Паустовского, природа является одним из действующих лиц. Она заставляет главного персонажа Фильку увидеть свою ошибку и исправить её. Темы нравственности, всепрощения и обуздания своей гордыни отражены в сказке-притче. Тест «К. Г. Паустовский „Тёплый хлеб“» напомнит идею произведения.
Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в тексте 9 раз. На протяжении всего произведения сражаются оттепель и лютый мороз. Вначале зима тёплая, хоть и жить трудно, тёплые серые дни, но после поступка Фильки заморозилась вода в колодцах и реках, а в финале тёплая вода запустила старое мельничное колесо, появилась горячая мука, а в домах было вдоволь тёплого хлеба. Тёплый — согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской, заботой и любовью. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца главного героя.
«Хлеб сердце человеку укрепит»
Русская пословица