Top.Mail.Ru

Ко Всемирному дню балета

Балет — одухотворенная пластика, воплощение мысли в движении, духовного в телесном.

И.Л. Шевелёв

Ежегодно один из дней октября или ноября становится международным праздником, посвящённым балету. Точной даты у события нет, поскольку в этот день проводятся трансляции спектаклей многих крупнейших балетных коллективов. В 2023 году Всемирный день балета уже отметили 7 февраля, а также отпразднуют 26 октября и 1 ноября. Длительный период времени начиная с 1982 года для всех причастных к чудесному виду искусства праздничной датой являлось 29 апреля. Сегодня эта дата носит название Международного дня танца. День рождения российского балета отмечают 8 февраля. Может быть, потому-то в календаре и существует несколько дат, посвящённых данному искусству, что легкие и грациозные артисты дарят зрителю ощущения, которые хочется испытать вновь и вновь.

Классический танец родился во Франции, но быстро распространился по всему миру и завоевал любовь миллионов. В праздничные дни пройдут онлайн-трансляции репетиций балетных трупп ведущих театров. Первая трансляция прошла в 2014 году и длилась 9 часов. Сегодня у нас есть уникальная возможность окунуться в настоящий мир балета, пронаблюдать и понять, что яркий и красочный выход на сцену — итог ежедневной многочасовой работы, тяжёлого труда, невероятных усилий, стараний и любви к своему делу. Любви, без которой невозможно выдержать все эти трудности и суметь подарить зрителям чувство прекрасного.

Инициатива каких правителей Российской империи повлияла на зарождение балета? Почему Академия Русского балета носит имя А. Я. Вагановой? Кто из педагогов и выпускников прославил учебное заведение? Каких деятелей культуры «открыли» Русские сезоны? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Всемирному дню балета.

История русского балета

При дворе царя Алексея Михайловича в конце XVII века состоялось первое балетное представление в нашей стране. Позже, в годы правления Петра I, в России укрепилось европейское искусство, в том числе танцевальные направления. Считается, что отечественный балет зародился в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, где все студенты обучались танцевальному искусству. Из видеоурока «Французский балет в эпоху Людовика XIV (основание Академии танца)» школьники узнают, как возникла ба­лет­ная терми­но­ло­ги­я, ко­то­рой до сих пор поль­зу­ют­ся в ми­ре клас­си­чес­ко­го ба­ле­та.

В 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны открылась первая балетная школа, которая сейчас носит название Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Видео «История русского балета» познакомит с ролью Екатерины II в развитии московской балетной школы. Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, произошло в стенах «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» в Петербурге. Здесь работал первый русский балетмейстер И. И. Вальберх (Лесогоров), подготовивший труппу к приезду прославленного Ш. Дидло, артиста балета и балетмейстера. Он трудился 20 лет в Академии и за это время сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского. На рубеже XVIII—XIX вв.еков отечественный балет превосходил многие зарубежные, классический танец, который внедрил Дидло, являлся стержнем образовательной программы. Предлагаем обратиться к материалу «Читаем Онегина дома и в театре. Глава первая XVI-XIX», чтобы пронаблюдать, как поэты той эпохи воспевали педагога и его балерин в своих произведениях.

В 1921 году, когда артистическая карьера Агриппины Яковлевны Вагановой завершилась, она стала преподавать в тогдашнем Театральном училище. Ваганова разработала новую методику преподавания хореографии, ставшую основой мировой балетной педагогики. Видео «Балет» погрузит в атмосферу учебных классов. Агриппина Яковлевна рассказывала будущим балеринам, как работают мышцы, как сделать движения более изящными и лёгкими, сочетала танцевальные упражнения и складывала их в небольшие вариации. Приложение «Балет» расскажет о танцевальном номере, исполняемом двумя танцовщиками, а с помощью фрагмента «Виртуозные движения балета» можно узнать, кому из балерин удалось сделать 32 фуэте. Н. М. Дудинская, советская балерина и педагог, говорила так об отличительных чертах «школы Вагановой»: «Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы…».

Талантливые выпускники

Вагановскую академию прославили такие знаменитые выпускники, как Матильда Кшесинская, Марина Семёнова, Фея Балабина, Наталия Дудинская, Владимир Пономарёв, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина и другие. С помощью материалов «Артисты балета» и «Звезды балета» можно сопоставить изображения артистов с их фамилиями.

Галину Уланову писатель А. Н. Толстой назвал «обыкновенной богиней», а композитор С. С. Прокофьев — «гением русского балета». О музыке, которую маэстро написал специально для танцовщицы, расскажут сценарии урока «Балет как синтетический жанр искусства. Сергей Сергеевич Прокофьев „Золушка“. Урок 2» и «Балет как синтетический жанр искусства. Сергей Сергеевич Прокофьев „Золушка“ (продолжение). Урок 3». Её первой ролью была Флорина в «Спящей красавице» на сцене Ленинградского театра имени Кирова. Приложение «Балет „Спящая красавица“» позволит сопоставить музыкальные фрагменты из постановки и соотнести их с соответствующими названиями. Балерина вспоминала: ««Я вышла на сцену ни жива, ни мертва… Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать всё только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала». В годы Великой Отечественной войны Галина Сергеевна танцевала в театрах и госпиталях Перми, Алма-Аты, Свердловска. Видеоурок «Звёзды русского балета в годы Великой Отечественной войны» познакомит с развитием пермского балета после эвакуации в город Ле­нингра­дского Ки­ро­вского те­ат­ра. Уланова проработала почти 30 лет балетмейстером в Большом театре. Видео «История Большого театра» расскажет, почему сначала он назывался Петровским.

«Пушинка, лёгкость, ветер» — этими слова охарактеризовал педагог Мариус Петипа на просмотре Анну Павлову. Из материала «О перевоплощении артистов в зверей на балетной сцене» учащиеся узнают, начало какому направлению в балете положил балетмейстер и педагог Петипа. Балерина уступала коллегам по цеху в технике, но в прыжках и арабесках хрупкой балерине не было равных. После окончания учебного заведения Павлова получила сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Балерина, блистая в Париже на дягилевских «Русских сезонах», познакомила с русским балетом весь мир. Одноименное видео детально познакомит с би­о­гра­фи­ей ве­ли­кой танцовщицы.

Русские сезоны

Самые известные в мире театральные гастроли, с успехом продолжавшиеся с 1908 по 1921 год, называются «Русские сезоны». Их руководителем являлся С. П. Дягилев. Видеоурок «С. П. Дягилев и искусство XX века» позволит понять, какое вли­я­ние на ра­зви­тие опе­ры, ба­ле­та, му­зы­ки, живо­пи­си и исто­рии мо­ды оказал величайший им­пре­са­рио. Через искусство оперы и балета он рассказывал об отечественной культуре. На лучших театральных подмостках мира блистали примы Императорских театров, известные русские и зарубежные художники оформляли сценическое пространство, а музыку к постановкам писали лучшие композиторы. «Дягилевские сезоны» перевернули театральный мир.

В 1906 году на Осеннем салоне в Париже Сергей Дягилев организовал выставку русского искусства, на которой были представлены работы Л. С. Бакста, К. А. Сомова, М. В. Добужинского, В. А. Серова. Позже они являлись оформителями многих постановок для Русских сезонов. Приложение «Картины В. А. Серова» даст возможность установить соответствие между картинами художника и их названиями. История гастролей в 1908 году началась с оперы «Борис Годунов», в которой роль царя Бориса исполнил Ф. И. Шаляпин. Интерактив «Ф. И. Шаляпин и его роли» познакомит со знаменитыми работами оперного певца. Через год зрители увидели пять балетов — «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатру» и «Сильфид». Афиша с Анной Павловой и сама балерина являлись символом Русских сезонов. Молодой композитор И. Ф. Стравинский прославился музыкой к балетам «Жар-птица» и «Петрушка». В приложение «Балет „Петрушка“» вы найдете изображения эскизов и декораций постановки, а из интерактивного задания «И. Ф. Стравинский» школьники узнают, кто из университетских друзей повлиял на композиторский стиль автора. Благодаря выступлениям на Русских сезонах артисты мгновенно становились известными, таким образом, Дягилев открывал отечественные таланты всему миру.

Сегодня русский балет продолжает быть одним из самых уникальных и любимых направлений классического танца. Российские театры создают новые спектакли и привлекают внимание зрителей со всего мира. Русский балет продолжает жить и развиваться и в наши дни.

«Великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоцельно, самополезно и главное — свободно…»

С. П. Дягилев

Источник фото: grandships.ru



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»