Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно…
М. В. Ломоносов
С приближением начала учебного года мы вновь возвращаемся к важности знаний и обучения, а также их роли в жизни человека. Окружающий нас мир полон удивительных открытий. И каждый день даёт возможность что-то исследовать, увидеть красоту в обыденном, оценить величие природы и человеческого разума. Как известно, любопытство является двигателем прогресса, поэтому, непрерывно анализируя и обучаясь, мы способны создать не только своё будущее, но и будущее всего общества.
Первое сентября, а в этом году второе сентября, — день, когда для миллионов детей, подростков и студентов распахнутся двери учебных заведений. День знаний наполнен радостью и волнением для первоклассников, которые с нетерпением ждут своей первой встречи с учителем и одноклассниками; для всех школьников и студентов, готовых к новым вызовам и возможностям; для родителей, играющих важную роль в успехе учащихся; для педагогов, стремящихся постоянно направлять, вдохновлять и поддерживать учеников в трудные минуты.
Скоро праздничный день объединит всех участников образовательного процесса, напомнит о ценности знаний, побудит на новые достижения и создаст атмосферу единства и поддержки.
Как отмечали 1 сентября на Руси? Почему долгое время в Московском государстве и Российской империи не было единой даты начала учебного года? Когда появился праздник День знаний? Какую роль секции и кружки играют в развитии школьника? В каких художественных произведениях встречается тема дружбы? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню знаний.
1 сентября на Руси
Встречу осени, которая широко праздновалась на Руси до прихода христианства, называли Осенины. В разных губерниях торжество именовалось по-разному: Оспожинки, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Праздник урожая, Огородичен день. Осенины отмечали 14, 21 и 27 сентября. Праздник символизировал прощание с летом и окончание тяжёлых полевых работ, встречу с осенью и скорое наступление зимы. Крестьяне собирали последние овощи и фрукты, готовились к холодам. Сам праздник посвящался матери-сырой земле, которую считали покровительницей земледелия, семей, а также матерей. Сценарий урока «Образ осени в изобразительном искусстве. Осенний вернисаж» позволит проанализировать, как художники изображают в своих работах данное время года.
Бабьим летом называлось 1 сентября. Было принято водить осенние хороводы, петь обрядовые песни, а также варить морсы и квасы из ягод, печь караваи из муки нового урожая. Приложение «Бабье лето» проверит, знакомы ли младшие школьники с разделом «Времена года». Некоторые обычаи Семёнова дня, 1 сентября, касались детей. Мальчиков после 3 лет «постригали» и «сажали на коня» в торжественной обстановке. Остриженную прядь волос хранили, позднее живого коня заменили игрушечным. В народе говорили: «На Семёна дитя постригай и на коня сажай, на ловлю в поле выезжай». В этот день был праздник псовых охотников, которые выезжали в поле с гончими на зайца и лисицу, а мальчишки ловили птиц.
1 сентября — государственный праздник
На Руси единой даты начала учебного года не существовало. Обычно обучение детей грамоте начиналось после завершения полевых работ в день пророка Наума — 1 декабря (по старому стилю). Заканчивались занятия весной или в начале лета. С течением времени была изменена продолжительность учебного года: в городских школах к обучению приступали в августе — сентябре, а сельские мальчишки и девчонки начинали учиться в октябре — декабре.
В России с 1492 по 1699 годы 1 сентября праздновали Новый год, но в 1700 году Пётр I подписал указ, в соответствии с которым праздник перенесли на 1 января. Видео «История Нового года» подробно расскажет о подписанном Петром I документе и о переносе празднования Нового года.
Официально 1 сентября стало началом учебного года во всех школах СССР с 3 сентября 1935 года, причём учащиеся завершали занятия в разное время: в 1−3 классах — 1 июня, в 4−7 классах — 10 июня, в 8−10 классах — 20 июня.
В 1980 году учредили праздник День знаний, а через 4 года он приобрёл статус государственного. Видеосюжет «О школе» познакомит с подборкой произведений живописи о школьной жизни.
Новые возможности
Каждый год в школе — это шанс стать лучше. Успехи в учёбе, участие в конкурсах и олимпиадах, спортивные достижения — всё это помогает развиваться и расти. Учебные учреждения предлагают своим ученикам разнообразные секции и кружки, которые раскрывают таланты, знакомят с единомышленниками, делают школьную жизнь интересной и увлекательной. Среди учащихся всё более популярными становятся научные кружки, позволяющие проводить эксперименты и участвовать в конкурсах. Например, ребята, занимающиеся робототехникой, учатся программировать и собирать роботов, развивая технические навыки и креативное мышление. Такие творческие направления, как изобразительное искусство, музыка, театр и другие, играют важную роль в формировании гармоничной личности, которая способна нестандартно мыслить и решать разнообразные задачи. Спортивные секции — это не только способ поддерживать физическую форму, но и возможность научиться работать в команде, развить лидерские качества и укрепить дух. Сценарий урока «Акробатика на занятиях единоборствами в школе» позволит изучить особенности акробатических элементов в единоборствах, а приложение «Спортивная викторина» обобщит знания по физической культуре в разделе 5−7 классов. В преддверии нового учебного года можно открыть для себя новые горизонты, присоединившись к секциям и кружкам.
«На земле нет ничего более ценного, чем настоящая дружба»
В школьные годы формируются не только знания, умения и навыки, но и социальные связи, которые оказывают важное влияние на дальнейшую жизнь человека. Друзья становятся опорой в трудные моменты, учат нас уважать мнение других и находить компромиссы, поддерживают нас в учебном процессе. Школьные товарищи часто остаются с нами и после окончания учебного заведения, а воспоминания о совместных приключениях становятся драгоценной частью нашего жизненного пути. Аудиоматериал «В. А. Осеева. Рассказ „Синие листья“» познакомит с одной историей из школьной жизни.
«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…» — эти известные строки звучат в песне из мультфильма «Тимка и Димка». А в каких произведениях художественной литературы затрагивается тема дружбы? Для многих авторов дружба становится не только основой сюжета, но и важным средством для раскрытия человеческой природы, моральных ценностей и философских идей. Предлагаем обратиться к повести В. В. Ледерман «Календарь ма (й)я», по прочтении которой привлечь одноимённый сценарий урока для обсуждения и анализа темы взаимоотношений с близкими людьми.
Повесть «Тимур и его команда» Аркадия Петровича Гайдара рассказывает о примерах истинной дружбы, взаимопомощи и бескорыстия. Интерактив «А. П. Гайдар „Тимур и его команда“. Кроссворд» позволит закрепить знания учащихся о произведении. Повесть была написана в 1940 году, тогда же появилась экранизация. Текст оказался очень популярным в советское время: мальчишки и девчонки подражали героям, было создано движение тимуровцев, которое в годы Великой Отечественной войны опекало семьи бойцов, ушедших на фронт, помогало инвалидам, поддерживало общественный порядок. Сегодня мы называем таких людей волонтёрами. С помощью приложения «Аркадий Гайдар „Тимур и его команда“» можно познакомиться с биографией автора и сюжетом произведения, а также с советами по созданию собственной настольной игры.
Другое произведение, затрагивающее тему дружбы, — философская сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — интересно и для детей, и для взрослых. Младшим школьникам важна история про вдруг возникшего на Земле фантастического мальчика, прилетевшего с другой планеты и рассказывающего о своих путешествиях; подростки откроют для себя темы любви и дружбы, а взрослые — притчевость и афористичность текста произведения. Тема дружбы представлена на примере взаимоотношений Маленького принца и лиса, который объясняет понятие дружеских отношений через создание особых крепких связей, привязанности. Маленький принц узнал от лиса, что дружба — это проявление взаимной заботы и доверия. Интерактивное задание «Маленький принц» проверит, внимательно ли учащиеся читали произведение.
Школа является важной частью жизни каждого человека, здесь мы получаем знания по различным предметам, учимся критически мыслить и решать проблемы, работать в команде, уважать мнение других и принимать ответственность за свои действия, развиваем увлечения и таланты. Школьная пора быстротечна, но воспоминания о ней мы проносим через всю жизнь.
Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею.
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы…
Е. А. Долматовский
Источник от Freepik