«Любое изобретение и открытие оставляет в сознании людей неизгладимый след, а это позволяет надеяться, что в поколениях, которые придут нам на смену, будет больше тех, кто способен изменить культуру, сделать её лучше и совершенней».
Альфред Нобель
29 июня 1900 года считается днём учреждения Нобелевской премии: именно тогда был основан знаменитый фонд имени Альфреда Нобеля. Многочисленные изобретения учёного, самое известное из которых — это динамит, помогли ему накопить огромное состояние. Изначально Нобель не планировал отдавать так много денег на благотворительность; на это его сподвиг удивительный случай.
В 1888 году, перепутав Альфреда с его недавно почившим старшим братом, газеты одна за другой начали печатать об учёном некрологи, в которых называли его «динамитным королём». Это впечатлило Нобеля, открыло ему глаза на реальное положение вещей. Изобретатель не хотел, чтобы мир запомнил его только как создателя взрывчатки, а потому завещал пустить бо́льшую часть своего состояния на ежегодное распределение премий между теми, кто «принёс наибольшую пользу человечеству». Сегодня мы вспоминаем всех наших соотечественников, оказавшихся в их числе.
Кто стал первым Нобелевским лауреатом из России? Правда ли, что Илья Мечников ставил научные эксперименты сам на себе? Как выглядит эффект Черенкова? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню учреждения Нобелевской премии.
Нобелевская премия
Видео «День российской науки» расскажет младшим школьникам, насколько иначе выглядел бы наш мир, если бы никто в нём не изобретал и не делал научных открытий. Из ролика ребята узнают, когда и благодаря какому великому правителю в нашей стране появилась собственная научная мысль, а также чем прославились наиболее выдающиеся отечественные учёные, в том числе жившие и в то время, когда Нобелевской премии ещё не существовало.
Вклад россиян и советских людей в науку, литературу, развитие общества и культуры не раз признавался Нобелевским комитетом. Всего премию получили более двадцати наших общественных деятелей, учёных, родившихся и получивших образование в России, и авторов, пишущих на русском языке. Наша страна входит в десятку государств с самым большим числом обладателей этой награды. Узнаете ли вы их только по фотографии, проверит приложение «Нобелевская премия. Лауреаты Нобелевской премии (Российская империя, СССР, Российская Федерация). Физики». А приложение «Нобелевская премия. Лауреаты нобелевской премии (Российская империя, СССР, Российская Федерация)» напомнит, за достижения в каких областях наши соотечественники получили свои награды.
Физика
«Человек может познать даже то, что ему не под силу себе представить».
Лев Ландау
«За пионерские теории конденсированных сред и особенно жидкого гелия» — с такой формулировкой великий советский физик Лев Ландау получил свою Нобелевскую премию. К сожалению, обстановка, в которой проходило вручение, была далеко не торжественной: в тот момент Лев Давидович лежал в больнице. До сих пор он является единственным лауреатом, получившим свою награду, лёжа в больничной палате; но в истории он остался вовсе не поэтому. Основные достижения и открытия учёного, подарившие ему международное признание, перечислит видео «Биография великих людей. Лев Ландау».
«За его базовые исследования и открытия в физике низких температур». Вклад Петра Капицы в науку тяжело переоценить. Физик Абрам Иоффе, его наставник, так отзывался о своём ученике: «Пётр Леонидович Капица, совмещающий в себе гениального экспериментатора, прекрасного теоретика и блестящего инженера, — одна из наиболее ярких фигур в современной физике». Учёный и новатор, Капица всю свою жизнь посвятил науке, но при этом успевал заниматься и общественной деятельностью. Современники называли его Дон Кихотом: Пётр Леонидович не переносил невежество и произвол и, используя своё особое положение, всячески с ними боролся. Видео «Маятник Капицы» расскажет об одном из изобретений физика.
«За открытие и истолкование эффекта Черенкова». В 1958 году Нобелевскую премию получили сразу три советских учёных: Павел Черенков, Игорь Тамм и Илья Франк. Совместно они нашли объяснение голубоватого свечения заряженной частицы, находящейся в специфических условиях. Такое мерцание встречается на океанском дне или в ядерном реакторе. Фотографию этого завораживающего явления можно найти в сценарии урока «Ядерный реактор», который также напомнит школьникам принцип работы этого устройства.
Физиология и медицина
«Человек — высший продукт земной природы. Человек — сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».
Иван Павлов
«За труды по иммунитету». Основоположник русской школы микробиологов и иммунологов Илья Мечников получил свою Нобелевскую премию ещё в первое десятилетие её существования — в 1908 году. Он считал, что только наука «может вывести человечество на истинную дорогу». С исследований Ильи Ильича начинается история развития иммунологии, он является одним из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрывателем фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, автором термина «геронтология», его называют «отцом теории врождённого иммунитета»… О некоторых из этих многочисленных достижений, а также об интересных моментах из биографии учёного расскажет видео «Илья Мечников».
«За работу по физиологии пищеварения». Самый первый Нобелевский лауреат из России, получивший премию всего на четыре года раньше Ильи Мечникова, — это, конечно же, академик Иван Павлов. Его называли «романтической, почти легендарной личностью», «первым физиологом мира». В начале XX века учёный получил даже большую известность, чем Дмитрий Менделеев, который, кстати, преподавал у Павлова на первом курсе неорганическую химию. Приложение «Высшая нервная деятельность» проверит, насколько хорошо школьники разбираются в одной из любимых научных сфер академика Павлова.
Литература
«Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя».
Александр Солженицын
«За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». Первым россиянином, получившим Нобелевскую премию по литературе, стал автор «Тёмных аллей». Видео «Иван Алексеевич Бунин» расскажет в первую очередь о местах, в которых вырос писатель — тех, о которых он вспоминал, находясь в вынужденной эмиграции вдали от Родины.
«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Сценарий урока «Дом-музей Б. Л. Пастернака» также расскажет о месте, где жил один из русских Нобелевских лауреатов по литературе, — даче, на которой он написал свой знаменитый роман «Доктор Живаго». Кроме того, через разноуровневые задания, тесты, красочные видеоролики, наложенные на выразительное чтение стихов автора, сценарий урока поможет школьникам вспомнить особенности новаторской поэзии Пастернака.
«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». В прошлом веке Нобелевский комитет не раз обвиняли в предвзятости по отношению к советским авторам. Французский писатель Жан Поль Сартр даже отказался от своей премии, одной из причин своего решения указав именно эту несправедливость. Прислушавшись к критике, комитет начал учитывать писателей из СССР при распределении премий, и очень скоро свою заслуженную награду получил Михаил Шолохов. Сценарий урока «М. А. Шолохов „Тихий Дон“. Человек и история как основная проблема романа-эпопеи» поможет понять, почему мировое признание пришло к нему именно за эпос о донском казачестве.
«За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Узнав о присуждении ему Нобелевской премии и получив приглашение на церемонию награждения, Александр Солженицын отказался ехать в Швецию, даже несмотря на то, что власти этому не препятствовали. Он понимал, что обратно в Россию его, скорее всего, не пустят, а попрощаться с Родиной был не готов. Всего через несколько лет Александра Исаевича всё-таки выслали из государства, однако в 90-х он, конечно же, вернулся — уже в новую Россию. Свои последние годы он провёл в стране, которую любил несмотря ни на что, народ которой он воспевал в своих произведениях. Одной из его величайших литературных работ посвящён сценарий урока «А. И. Солженицын „Матрёнин двор“».
«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Иосифа Бродского называют последним поэтом Серебряного века — исходя не из временных рамок, но из уровня культуры и таланта этого литератора. Он открыл в русской поэзии новую, ранее невиданную глубину, чем заслужил любовь и признание не только в России, но и во всём мире. Сценарий урока «И. А. Бродский. Слово о поэте. Слияние автобиографических и культурно-исторических реалий в лирике» познакомит с биографией поэта, его стихотворениями (в том числе положенными на музыку) и их скрытым смыслом.