Top.Mail.Ru

Ко дню учителя

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело.

А. П. Чехов

С годами события из нашей жизни стираются, образы людей рассеиваются, оставляя в памяти только самое яркое и важное. Доброе слово, важный совет, пример честного и порядочного человека, любовь к познанию и ремеслу, профессионализм, вера в себя и мечту… В судьбе каждого есть личность, носящая гордое звание Учитель. Он как искусный скульптор превращает неподатливый материал в прекрасное произведение искусства. Сегодня, в День учителя, мы можем не только поздравить своего наставника, но и выразить благодарность за его труд и вклад в наше личностное становление.

Официально праздник появился в СССР в 1965 году и отмечался в первое воскресенье октября вплоть до 1994 года. Данную традицию продолжают Белоруссия, Киргизия, Казахстан. 5 октября 1994 года ЮНЕСКО учредило Всемирный день учителя, с которым был совмещён российский праздник. В Австралии педагогов поздравляют в последнюю пятницу октября, в Албании 8 марта, в Бразилии 15 октября, в Индии 5 сентября, во Вьетнаме 20 ноября. День учителя празднуют более 100 стран в мире. Ежегодно отмечают праздник в России все школы, организовывая в честь педагогов концерты и поздравления. В этот день подводятся итоги всероссийского конкурса «Учитель года», а на сцене Государственного Кремлёвского Дворца устраивают торжественное мероприятие, посвящённое праздничному событию.

Почему профессию учителя иногда называют вечной? Как влияли сменяющиеся эпохи на развитие педагогики? Какое значение имеет образ учителя в литературе? Каким он описан в дореволюционной литературе и произведениях советских времён? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню учителя.

Вечная профессия

Профессия учителя — это одна из старейших и почитаемых в истории человечества. Уже в древности люди понимали, что знания и образование — ключ к прогрессу и благополучию общества. Ещё в первобытную эпоху старшие делились с молодым поколением накопленным опытом. А с возникновением первых государств в Египте и Междуречье стали появляться первые школы и учительство как профессия. Видеоурок «Письменность и знания древних египтян» познакомит с особой системой письма — иероглифами, технологией изготовления папируса, а материал «Древнее Двуречье» продемонстрирует таблички в виде клинышков, найденные в Междуречье и ставшие особым письмом.

На Древнем Востоке существовали учебные учреждения, которые готовили жрецов и чиновников. Из видео «В афинских школах и гимнасиях» учащиеся узнают, когда зародился девиз «В здоровом теле здоровый дух» и как он связан с воспитанием. Из Древней Греции пришли к нам слова «школа» и «педагог», имеющие иной смысл. Слово «школа» обозначало «досуг», поскольку только свободный человек обладал достаточным количеством времени и мог посвящать его наукам или физическим упражнениям. В античном мире к учителям относились неоднозначно. В педагогах, обучающих основам грамоты, видели лишь ремесленников, в то время как преподаватели ораторского искусства, философии и права пользовались широкой известностью и уважением. В Средние века важную роль в образовательном процессе играла церковь. Учитель не только передавал знания, но и направлял ученика на путь добродетели. Об особенностях обучения в афинских школах и гимназиях расскажет одноимённый материал.

После принятия христианства возникают первые школы на Руси. Об отношении к педагогам можно судить по пословице «Почитай учителя как родителя». В интерактивном задании «Рукописные книги Древней Руси» младшие школьники найдут наименования основных элементов древней книги. Значительные изменения в преподавательской деятельности и развитие учебных заведений произошли в XVIII веке: открылись Школа математических и навигацких наук, Академия наук, Академическая гимназия в Петербурге, первое женское учебное заведение — Воспитательное общество благородных девиц, учительская семинария, основанная при Московском университете. Видеоурок «Образование в России XVIII в.» позволит понять, в чём сос­то­я­ло ра­зли­чие ду­хо­вно­го и свет­ско­го обра­зо­ва­ни­я. Историческим моментом было открытие в Петербурге в 1804 году учительского института. После реформы 1864 года в России появились народные училища, в которых бесплатно обучались дети из низших сословий. Здесь многие из них встречали настоящих учителей-подвижников.

В советское время существовала система обучения, охватывающая все слои общества и обеспечивающая стопроцентный уровень грамотности населения. Отличительными чертами школы были живое общение и воспитание подлинной человечности, передача таких нравственных ценностей, как трудолюбие, взаимовыручка, умение сопереживать, ценить прекрасное. И многие педагоги не только обучали своему основному предмету, но также занимались хоровым пением с классом или ходили с концертами по окрестным сёлам после уроков. О профессии учителя говорили, что она «сама благородная и почётная в нашем обществе». Рекомендуем обратиться не только к материалу «Фрагмент фильма „Доживём до понедельника“», но и посмотреть советскую кинокартину полностью. Она затрагивает актуальную тему — как важно встретить в жизни настоящего Учителя.

Сегодня в России педагогическое образование является одним из самых популярных направлений у абитуриентов. Видео «С Днём учителя!» познакомит с интересной историей о выборе профессии.

Мир стремительно меняется. Кажется, что когда-нибудь технические средства обучения смогут выйти на первый план, но им неподвластно заменить тот творческий процесс, который возникает только между учеником и учителем.

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель…»

Педагогика в русской литературе — одна из важнейших тем, которая затрагивает не только образование, но и моральные и этические ценности. Учителя в русской литературе представлены как положительными, так и отрицательными персонажами, которые оказывают влияние на жизнь главных героев.

В комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина автор метко описал нерадивых педагогов, которые отбили у Митрофана тягу к знаниям. Одноимённое приложение расскажет, кто именовался недорослем во времена Фонвизина. Отставной солдат Цыфиркин, ставший учителем арифметики, семинарист-недоучка Кутейкин и кучер Адам Адамыч Вральман, который должен был обучить героя французскому, — некомпетентные учителя. Видео «Д. И. Фонвизин „Недоросль“» продемонстрирует эпизод с экзаменом Митрофанушки. Сатирик высмеивает старшее поколение того дворянского общества. Они по незнанию и следуя моде нанимали для обучения своих детей бывших лакеев и парикмахеров. С помощью интерактивного задания «Д. И. Фонвизин „Недоросль“» можно проанализировать своеобразие драматического произведения.

Л. Н. Толстой в повести «Детство» рисует образ учителя Карла Ивановича, который развивает душу ребенка. Это хорошо образованный человек, любящий свою профессию и детей. Видеофрагмент «Л. Н. Толстой. Повесть „Детство“» познакомит с особенностями взаимоотношений ученика и педагога. Сам писатель учительствовал. Из теста «Биография Л. Н. Толстого» школьники узнают, кто занимался воспитанием самого писателя. В Ясной Поляне он организовал школу для крестьян, вёл в ней уроки по лично написанным учебникам и отменил наказания. Видеоурок «Л. Н. Толстой „Детство“» подробно расскажет о книгах, написанных для учеников. Классик считал, что в детях необходимо развивать качества, уже заложенные в характерах, не пытаясь их исправить.

В. П. Астафьев в нескольких произведениях затрагивает вопросы педагогики. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» представлен учитель, являющийся особым человеком среди жителей русской деревни 30-х годов. Евгений Николаевич отличался гуманностью, интеллигентностью, коммуникабельностью и искренностью. Учитель и учительница самоотверженно трудились, обучая молодое поколение. И жители деревни относились к ним с благоговением. Из одноимённого интерактива учащиеся узнают, каким образом Евгений Николаевич поддержал главного героя произведения. Повесть «Кража» посвящена судьбе ребят, оказавшихся в довоенное время в детском доме. Здесь бывший белый офицер Валериан Иванович Репнин вступил в должность директора и, испытав на себе, что такое сиротство, со всей ответственностью и офицерской честью подошёл к новой роли.

Повести «Чучело» В. К. Железникова и «Вам и не снилось» Г. Н. Щербаковой были экранизированы. Видео «"Уроки французского»" познакомит с рассказом В. Г. Распутина, который также был экранизирован, а видеоурок поможет проанализировать образы героев. В центре обеих повестей школьники, впервые столкнувшиеся с любовью и предательством. В «Чучело» учительница упустила момент, когда конфликт зародился в классе. Автор показывает, что педагог не только должен владеть своим предметом в совершенстве, но и обладать даром человечности. Учитель из повести Щербаковой был единственным человеком, который протянул руку помощи Роме и Юли, когда они встретились с непониманием со стороны взрослых. Учительница литературы Татьяна Николаевна стремилась воспитать в учениках чувство порядочности, ответственности, показать им красоту окружающего мира, научить их любить и дружить.

С давних времён педагоги играли важную роль в развитии общества и науки, передавая знания, навыки и ценности юному поколению. Сценарий урока «Года педагога и наставника. Путёвка в жизнь» расскажет, в каких городах установлены памятники учителям. Многие писатели обращались к данной профессии, поскольку её роль в формировании личности всегда остается значимой. Педагог — это призвание. Учителя помогают детям и молодым людям развиваться и реализовывать свой потенциал. Они создают будущее, которое зависит от знаний и образования нового поколения.

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.

М. А. Светлов

Изображение от canva.com



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»