Top.Mail.Ru

Ко Дню учителя

«Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело».

Антон Чехов

В это сложно поверить, но в античные времена «педагогами» называли слуг, которые отводили детей на учёбу. Однако и под словом «школа» тогда подразумевался досуг. Сегодня значение этих терминов кардинально поменялось. Основной целью образования в Древней Греции и Древнем Риме было воспитание достойного гражданина — это во многом совпадает с задачами современных школ. С появлением христианства образование приобрело выраженный религиозный оттенок, стали востребованнее чтение и письменность, которая была необходима для распространения священных текстов.

Прообраз современной школы появился лишь в XVIII — XIX веках, однако до относительно недавнего времени эти учебные заведения были доступны далеко не для всех детей. В России всё изменилось в 30-е годы прошлого столетия, когда население страны начало стремиться к просвещению. Тогда, по указанию правительства, всех детей в возрасте от 8 до 10 лет начали принимать в школы независимо от их места жительства и социального положения семьи. Образование стало доступным для каждого ребёнка.

На протяжении всей истории человечества образование менялось, не менялась лишь роль учителя в жизни его учеников. Он всегда был и будет для детей мудрым наставником, проводником в мир знаний, человеком, которого они будут помнить даже через много десятков лет после окончания школы, отводя туда уже своих внуков.

Правда ли, что учитель — это не просто профессия, а призвание? Как занимались с детьми в прошлых веках? Правда ли, что Лев Толстой был не только великим писателем и философом, но ещё и прекрасным педагогом? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню учителя.

Профессия учитель

Сегодня День учителя отмечают в более чем ста странах мира. Тем не менее, международным праздником он стал сравнительно недавно, в 1994 году, то есть наша страна, сделавшая его официальным ещё в шестидесятых годах прошлого века, несколько опередила другие государства. Международный статус, который получил День учителя, доказывает, что деятельность педагогов важна для всех людей, независимо от их места проживания и национальности. Убедиться в этом поможет приложение «Пословицы разных народов о профессии учителя», которое предложит составить выражения, посвящённые педагогам из разных уголков Земли.

Начать классный час, посвящённый истории Дня учителя, можно с видео «С Днём учителя!». Оно не только напомнит детям о важности роли учителя в их жизни, но и, возможно, вдохновит на то, чтобы самим выбрать эту профессию. Учащимся начальной школы можно предложить наполнить кабинет педагога нужными предметами в интерактивном приложении «Профессия учитель. Обучение». Подготовить подарок любимому классному руководителю поможет сценарий урока «День учителя. Букет роз из кленовых листьев». Он научит делать поделку в виде розы не из простой бумаги, но из пожелтевшей листвы. Видео «History of teaching» перенесёт детей в XX век. Материал расскажет и покажет, как учили детей в тот временной период, без компьютеров, электронных досок и даже шариковых ручек.

Как проходит обычный день учителя? Какие возможности открывает эта профессия? Какому типу людей она подойдёт? На эти и другие вопросы ответит учитель музыки, много лет проработавший в начальной школе, в ролике «Interview With Elementary School Music Teacher».

Учителя, изменившие мир

Когда Льву Толстому было 30 лет, он вошёл в период, как он сам его описывал, «трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом». В те годы он принял решение открыть в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Главным её принципом было обучение на доброй воле и отсутствие строгой дисциплины, внимание к личности ученика. «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но ещё с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич», — спустя годы вспоминал один из учащихся писателя. Этот смелый проект просуществовал всего несколько лет, но бесценный педагогический опыт, полученный в течение этого времени, впоследствии помогал Толстому создавать детские произведения, которые сегодня изучаются уже в современных школах. Прослушать речь писателя для яснополянских школьников в его собственном исполнении можно в видео «Л. Н. Толстой „Обращение к детям“».

Большинство знают Николая Лобачевского как гениального математика, однако помимо этого он был ещё и замечательным учителем, который много писал о целях и значении воспитания и образования. Коротко его педагогические заслуги представлены в ролике «Николай Лобачевский».

Основоположником научной педагогики в России является Константин Ушинский. «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный учёный, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор», — так говорил о Константине Дмитриевиче его соратник и ученик Лев Модзалевский. Сценарий урока «К. Д. Ушинский „Дети в роще“» проанализирует один из самых известных рассказов педагога и писателя, специально созданный им для самых юных учеников.

Педагог-новатор Василий Сухомлинский начал заниматься с детьми ещё будучи подростком — в юном, 17-летнем возрасте. В учительской деятельности он продвигал такие гуманистические принципы, как отсутствие давления на ребёнка, предоставление ему свободы выбора поведения и образа жизни, воспитание без наказаний, содружество учащегося, педагога и родителя. Жизни и работе Василия Александровича посвящено видео «В. А. Сухомлинский. Отрывок из фильма „Сердце, отданное детям…“», которое вдохновит изучить его педагогические теории.

Будущим педагогам

Как узнать, что профессия учителя — для Вас? Какими навыками нужно обладать, чтобы реализовать себя в сфере образования? С какими трудностями может столкнуться начинающий педагог? Погрузиться в профессию поможет приложение «Deciding if Teaching Is Right for You», в котором также нужно дополнить тематический интерактивный текст на английском языке.

Сегодня готовиться к работе учителем можно уже будучи подростком — для этого в московских школах открываются «Новые педагогические классы». Обучение в них помогает сформировать педагогические компетенции с использованием инструментов психологии, педагогики, социологии, а также ресурсов социокультурной сферы города Москвы. Больше о проекте и о том, как проходит предварительное обучение будущих учителей, расскажет видеоматериал «Новый педагогический класс — 2022».

Образ учителя в литературе и кино

Знали ли вы, что в основе рассказа «Уроки французского» лежит реальная история? А такая учительница, как главная героиня Лидия Михайловна, действительно существовала. «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени», — говорил автор рассказа Валентин Распутин в одном из своих интервью. Вспомнить его творчество поможет материал «„Уроки французского“ — уроки жизни».

Другое известное автобиографическое произведение, посвящённое школьным годам, — это рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сценарий урока «В. П. Астафьев. „Фотография, на которой меня нет“. Слово о писателе» перескажет биографию автора, его создавшего, и продемонстрирует ту самую фотокарточку, о которой идёт речь в рассказе.

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» учит детей не только прилежно учиться, но и относиться к себе с долей юмора. Сценарий урока «Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла«» и одноимённый тест помогут понять тот метод воспитания, который использует в рассказе учитель, и напомнит, каким же был «тринадцатый подвиг Геракла», совершённый главным героем по причине своей трусости.

Ролик «„Зимний дуб“ Ю. Нагибин» — экранизация одноимённого рассказа о педагоге, который учится смотреть на мир глазами своего ученика. Это произведение о взаимопонимании людей, умении сопереживать друг другу и видеть красоту окружающего мира. Проанализировать образ учителя из рассказа можно в приложении «Характеристика героя. Ю. Нагибин «Зимний дуб««.

Школьные будни нашли своё отражение не только в литературе, но и в кинематографе. Как молодой педагог находит общий язык не только с маленькими, но и с «большими» детьми, покажет «Фрагмент из фильма „Большая перемена“» — киноленты об учителе, который работает в вечерней школе, и его взрослых учениках. Интересно, что автор произведения, лёгшего в основу фильма, не хотел, чтобы лента снималась как юмористическая. Несмотря на это «Большая перемена» стала одной из лучших и любимых зрителями отечественных комедий 70-х годов.

Но самый известный советский фильм об учителях — это, конечно же, «Доживём до понедельника» 1968 года. Он ищет ответы на вопросы, актуальные для всех людей, работающих в системе образования и сегодня: чему и как нужно учить в школе, в чём долг учителя и каким учитель должен быть. Вспомнить любимую чёрно-белую киноленту можно, посмотрев «Фрагмент фильма „Доживем до понедельника“».

«Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».

Анатолий Луначарский



Ректор МГПУ поздравляет с наступающим Новым годом


28 декабря 2024 г.


Итоги года и планы на будущее: смотрите новогоднее обращение ректора Московского городского Игоря Реморенко

Ректор МГПУ Игорь Реморенко вошел в состав рабочей группы при Президенте РФ


28 декабря 2024 г.


Межведомственную рабочую группу по вопросам развития системы образования возглавят Андрей Фурсенко и Дмитрий Чернышенко

Главные новости