Top.Mail.Ru

Ко дню Царскосельского лицея

…Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

А. С. Пушкин

19 октября 1811 года был торжественно открыт Царскосельский лицей по личному распоряжению императора Александра I. Идея его создания принадлежала известному реформатору М. М. Сперанскому. «Для общей пользы!» — данный девиз изменил жизнь флигеля Екатерининского дворца в Царском Селе. Это учебное заведение подарило нашей стране плеяду выдающихся деятелей искусства, военных и политиков. В историю вошёл прежде всего первый выпуск 1817 года лицеистов: А. С. Пушкин, А. М. Горчаков, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, М. А. Корф, А. А. Дельвиг.

В XIX веке выпускники в праздничный день собирались в стенах альма-матер на «лицейский обед». Сегодня 19 октября является Всероссийским днём лицеиста. В календарь праздничная дата вошла в 1990-х годах, когда в систему российского образования вернулось понятие «лицей». Многие учебные заведения отметят праздник торжественными и праздничными мероприятиями: творческими вечерами, открытыми уроками, тематическими выставками и концертами.

Как М. М. Сперанский повлиял на историю возникновения Царскосельского лицея? Какую роль сыграл в жизни воспитанников первый директор? Как проходили лицейские будни? Какие деятели прославили учебное заведение? Как период обучения отразился в творчестве А. С. Пушкина? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню Царскосельского лицея.

История создания первого лицея в России

Министр народного просвещения А. К. Разумовский и министр юстиции М. М. Сперанский стали инициаторами создания Лицея. Целью данного учебного заведения являлось «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Учебную программу Сперанский разработал ещё в 1808 году, в ней главное место в процессе обучения принадлежало наукам нравственного и исторического характера. Он мечтал видеть среди представителей власти образованных, честолюбивых, готовых служить на пользу своей Родине людей. В 1810 г. Александр I утвердил «Постановление о Лицее». Познакомиться с ним подробнее можно с помощью одноименного приложения. Данный документ уравнивал новое образовательное заведение в правах с российскими университетами.

Директором лицея с 1811 по 1814 год являлся В. Ф. Малиновский. Первый набор состоялся осенью 1811 года, на его открытии адъюнкт-профессор нравственных и политических наук А. П. Куницын обратился к ученикам со словами: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями». А. С. Пушкин позже о нём сказал: «Он создал нас, он воспитал наш пламень». Лицеистом мог стать мальчик 10−12 лет дворянского происхождения, заручившийся рекомендацией влиятельного человека. Набор проходил раз в три года. Окунуться в атмосферу удивительной жизни Царскосельского лицея можно с помощью видео «Царскосельский лицей. Как жили и учились лицеисты. Пушкин-лицеист».

Лицей просуществовал в Царском Селе до 1843 года. За данный период его окончили 286 воспитанников, в том числе 234 по гражданской части, 50 — по военной, 2 — по флотской.

Лицейские будни

Обучение в учебном учреждении было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года каждый. Первый курс назывался начальным, второй — окончательным или выпускным. Сценарий урока «„Святому братству верен я…“» познакомит с историей создания песни «Шесть лет», которая стала гимном. Лицеистам преподавали языки (русский, латинский, французский и немецкий), науки нравственные (закон Божий, философия, основы логики), математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, физика), исторические (история российская, история иностранная, география, хронология), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Воспитанники, которые готовились к военной карьере, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов.

Царскосельский лицей являлся не просто учебным заведением, он становился для учеников вторым домом. О том, как сформировалось лицейское братство, просуществовавшее всю жизнь, расскажет материал «Лицейская дружба». Благодаря директору В. Ф. Малиновскому был создан особый «лицейский дух» — атмосфера взаимного уважения, отсутствие запретных тем для обсуждений, готовность к острой дискуссии. К юным лицеистам педагоги обращались исключительно на «Вы». Они стремились разглядеть талант каждого и бережно взрастить его.

Воспитанники практически не покидали лицей, даже во время каникул они не выходили за пределы территории, а родители сами приезжали к ним в гости. Видео «Пушкин в лицее» по­зво­лит уча­щим­ся пре­дста­вить, в ка­ких усло­ви­ях жи­ли и учи­лись в Цар­ско­сель­ском ли­цее Пу­шкин и его друзья. После зачисления каждый ученик получал отдельную комнатку с железной кроватью, комодом, умывальником, стулом и зеркалом. Пушкин иронично назвал данное жилище «кельей». Стены комнаты не доходили полностью до потолка, поэтому юноши могли постоянно общаться друг с другом. Распорядок дня лицеистов был весьма насыщенным: ранний подъём и утренняя молитва в часовне в 6 утра, с 7 до 9 часов первый блок занятий, затем прогулка и завтрак, с 10 часов обязательные занятия и курсы по выбору, обед, в 17:00 чай и вечерняя прогулка, после повторение уроков, ужин и отдых, в 22:00 вечерняя молитва и подготовка ко сну.

Педагогический состав

В 1815 году на публичном экзамене Г. Р. Державин разглядел дарование Александра Пушкина. Видеоурок «Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Традиции и новаторство в лирике Державина» расскажет, какое отражение нашло стихотворение «Памятник» Державина в творчестве Пушкина. Начинающий поэт исполнил своё стихотворение «Воспоминания в Царском селе», а после прочтения, сконфузившись, выбежал из зала. «Я не умер. Вот, кто заменит меня» — так выразился Гавриил Романович, с восторгом прослушав лицеиста. Приложение «Г. Р. Державин (факты биографии)» позволит распределить события из жизни поэта эпохи Просвещения на ленте времени.

Н. Ф. Кошанский является одним из самых молодых педагогов Лицея. Он преподавал русскую словесность и латинский язык, а также побуждал воспитанников к творчеству, сам сочинял и переводил стихотворения. Стараясь привить лицеистам вкус к прекрасному, Николай Федорович показывал образцы из классических произведений древности. На его уроках ученики анализировали произведения современных авторов: Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского. С помощью интерактивного задания «Баллада „Светлана“ В. А. Жуковского» и аудиоматериала «Г. Р. Державин „Признание“» можно почувствовать себя лицеистами и окунуться в атмосферу уроков Кошанского.

Адъюнкт-профессор физических и математических наук Я. И. Карцов преподавал арифметику, алгебру, геометрию, физику и черчение. Из материала «История черчения» можно узнать название исторических объектов, изображённых на рисунках. В Царскосельском лицее большее внимание уделялось гуманитарным дисциплинам, и ряд воспитанников математическими науками интересовались в меньшей степени. Яков Иванович отличался педагогическим тактом и деликатностью. Например, услышав неверное решение задачи, Карцов сказал А. С. Пушкину: «Садитесь и пишите свои стихи».

И. К. Кайданов преподавал историю, географию и статистику. Он принимал участие в издании учебников истории, по которым учились воспитанники от А. С. Пушкина до М. Е. Салтыкова-Щедрина, а также несколько поколений русских и иностранных гимназистов. С помощью интерактива «М. Е. Салтыков-Щедрин (биографические сведения)» можно распределить верные и неверные утверждения, связанные с биографией писателя, видеоурок «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин „История одного города“» расскажет, как складывалась судьба выпускника лицея.

Ф. П. Калинич, учитель чистописания, стремился выработать у лицеистов красивый каллиграфический почерк. По его мнению, превосходный почерк должен был иметь каждый ученик. Искусство каллиграфии удавалось А. Горчакову, В. Кюхельбекеру, К. Данзасу, А. Пушкину. Воспитанники отмечали, что Фотий Петрович к тому же прекрасно пел и с радостью участвовал в хоре лицеистов. В приложении «Виды хоров» можно соотнести типы хоров с соответствующими им изображениями.

Знаменитые выпускники

В стенах Лицея были взращены многие таланты. Именно здесь А. С. Пушкин открыл в себе поэтический талант. Товарищи называли его «Француз» и «Егоза» за отличное знание языка и непоседливость. Интерактивное задание «Образ юного Пушкина в цикле „В Царском Селе“ А. Ахматовой» позволит старшеклассникам восстановить черты начинающего литературного деятеля в видении поэтессы, а материал «Царскосельская статуя в стихах А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой» даст возможность сравнить стихотворения авторов. Если бы не упорное стремление отца Пушкина, Сергея Львовича, то юноша учился бы в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Конкурс среди детей родовитых дворян оказался высоким, но С. Л. Пушкин добился того, что его сыну разрешили держать экзамен. С Александром Пушкиным учились будущий министр иностранных дел Александр Горчаков, поэт и издатель Антон Дельвиг, декабристы Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин. Видеоурок «А. С. Пушкин. Лицейская лирика. Стихотворение „19 октября“» познакомит с композицией и особенностями произведения, посвященного лицейским товарищам.

«Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый, и славный» — такие пророческие строки Пушкин написал Горчакову. А. М. Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II. С юности он отличался способностями, необходимыми блестящему дипломату, и уверенно шёл к дипломатической службе. Видео «Биография великих людей. Александр Горчаков» расскажет, как последний канцлер Российской империи без еди­но­го выс­тре­ла су­мел «от­ме­нить» поражение Рос­сии в Крым­ской вой­не.

И. И. Пущин — один из первых близких друзей А. С. Пушкина. Воспитанники делили комнату в Лицее. Вскоре после выхода из учебного заведения Пущин примкнул к первому тайному обществу «Священной артели». Затем стал членом «Союза спасения», «Союза благоденствия», «Северного общества» и относился к наиболее революционному крылу декабристов. Его приговорили к смертной казни, которую позже заменили на сибирскую каторгу. В 1856 году, в возрасте 58 лет, И. И. Пущин был возвращён из ссылки. Приложение «А. С. Пушкин „И. И. Пущину“» напомнит содержание стихотворения, посвящённого первому другу поэта.

Выпускник М. А. Корф сделал блестящую карьеру. Он управлял делами комитета министров, являлся руководителем негласного комитета для надзора за книгопечатанием, был директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки, хотя в юношестве его отличали «осторожность и боязливость, препятствующие ему быть совершенно открытым и свободным». Модест Корф создал в библиотеке особый отдел иностранных книг о России, а также привлёк частные пожертвования к финансированию учреждения. Видеоурок «А. С. Пушкин „19 октября“ „Роняет лес багряный свой убор…“» познакомит с би­о­гра­фиями других дру­зей-ли­це­ис­тов прозаика и драматурга.

Царскосельский лицей был одним из самых престижных учебных заведений Российской империи, и его выпускники оказали большое влияние на развитие русской культуры и общества. Они получили высокое образование и стали известными писателями, учёными, политиками и дипломатами.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз…"

А. С. Пушкин

Источник изображения: museumpushkin.ru



Добровольцы-спасатели МГПУ поздравили маленьких пациентов с Новым годом


25 декабря 2024 г.


В рамках акции «Десант Дедов Морозов» участники студенческого спасательного отряда «ДЕЛЬТА» спустились с крыши детской клинической больницы в новогодних костюмах, чтобы подарить праздничное настроение маленьким пациентам

В МГПУ обсудили актуальные научно-методические подходы к профориентации


24 декабря 2024 г.


19 декабря в Институте психологии и комплексной реабилитации прошел Круглый стол «Профориентация в системе московского общего и профессионального образования: практикоориентируемые подходы и современные тренды»