Велосипед гораздо старше автомобиля. По официальной версии, его макет был создан ещё в 1817 году немецким профессором и бароном Карлом фон Дрезом. Правда, выглядело это приспособление весьма нелепо: у него не было педалей, и, чтобы двигаться, ездоку приходилось отталкиваться от земли ногами. Называлось это средство передвижения соответствующе — «машина для бега». Педали у него появились только в 1839—1840 годах.
А уже 31 мая 1968 года в парижском пригороде Сен-Клу прошла первая велогонка на 2000 метров — именно эта дата стала считаться днём рождения велоспорта. Средняя скорость победителя этих соревнований — 11 км/ч. Максимальная зарегистрированная скорость современного велосипеда — почти 300 км/ч. За две сотни лет существования велосипеды эволюционировали, а велоспорт поделился на десятки направлений, среди которых гонки на скорость, фигурная езда, маунтинбайк, игра в мяч на колёсах и многие другие дисциплины.
Почему без велосипедов не было бы машин? Как проходил экзамен по езде на велосипеде в царской России? Для чего нужны велосипеды без сидений? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню рождения велоспорта.
Изобретаем велосипед
Несмотря на то что патент на первый велосипед принадлежит фон Дрезу, по поводу того, кто изобрёл его на самом деле, ведутся споры. Видео «История создания велосипеда» перечислит все существующие версии событий, включая теорию о Леонардо да Винчи и легенду о русском крепостном Ефиме Артамонове, который, как утверждают некоторые источники, проехал на своём изобретении сотни километров. Кроме того, ролик расскажет, как велосипед приобрёл современные очертания и каким образом он подтолкнул развитие автомобильной индустрии.
Сценарий урока «Когда изобрели велосипед?» станет отличным способом знакомства младших школьников с этим видом транспорта. Они узнают о свойствах и возможностях велосипеда; от первого лица увидят спуск на нём с горы; выяснят, кто является «лучшим другом колёс» и где в Москве можно найти велопрокат.
Грипса, втулка, ниппель — не каждый знает, что это детали самого обычного велосипеда. Проверить, сможете ли вы назвать и найти все его части, можно при помощи приложения «Как устроен велосипед?». А для знатоков истории велоспорта есть «Велосипедная викторина», которая предложит ответить на шесть тематических вопросов.
Приложение «Велосипеды. Задание в формате международного исследования PISA» состоит из трёх математических задач на вычисление расстояния, преодолённого на велосипедах разных размеров. А видео «Задача на движение. Мультфильм „Профессор Почемушкин“» даст ответ на гипотетический вопрос, сколько дней понадобится, чтобы пересечь на этом транспортном средстве всю Землю насквозь через её ядро.
В конце XIX века велосипед стал предметом вдохновения художников, которые увидели в нём символ прогресса, обновления и счастливого будущего. Его можно найти на многочисленных плакатах и картинах того времени, главной тематикой которых стали свобода и надежда. Видео «Рисуем велосипед» подскажет школьникам, как самостоятельно увековечить память о своём железном друге, нарисовав и раскрасив его.
«Экологически ответственное поведение. Воспользуйся велосипедом» — тестовое задание для старшеклассников, из которого они узнают, как правильно подавать сигналы поворотов и торможения во время езды, где можно парковаться, в чём экологические преимущества велосипеда, сколько человек в мире пользуются этим средством передвижения и что такое энвайронментализм.
Безопасность дорожного движения
В видео «Смешарики, Азбука безопасности. Где кататься» любимые детские персонажи расскажут, в каких местах можно ездить на велосипеде, если тебе ещё не исполнилось 14 лет, а вот ролик «How To Cycle In A City» предназначен уже для старших ребят. В нём велосипедисты-любители объяснят, как выбрать экипировку и одежду для езды, куда деть багаж, на что обращать внимание во время езды в пределах города, а также почему важно не забывать, что катание на велосипеде — это, в первую очередь, весёлое занятие. Приложение «Features of a town or a city», в свою очередь, проверит, насколько хорошо школьники знакомы с англоязычными терминами, которые должен знать каждый велосипедист.
Обязательно ли держаться за руль? Можно ли перевозить пассажиров? А буксировать другие велосипеды и мопеды? Узнайте в приложении по ОБЖ «Велосипедист — водитель транспортного средства».
Велоспорт
Велоспорт — это десятки самых разных спортивных дисциплин: от гонок на скорость до демонстрации трюков и соревнований по преодолению препятствий. Кроссворд «Велоспорт» предложит вспомнить и найти названия самых популярных из них, а также некоторые термины велоспорта.
Сценарий урока «Велоспорт на летних Олимпийских играх 1980 года в Москве» посвящён легендарной олимпиаде прошлого века, проходившей на территории Советского Союза, и двум типам велогонок, на ней состоявшихся. Из уст велосипедиста Сергея Копылова, трёхкратного чемпиона мира, школьники услышат, почему его профессия — это больше, чем просто спорт. Также они вспомнят лидеров соревнований 80-го года и решат несколько тематических задач по математике, в том числе в формате международного исследования.
Олимпийские пиктограммы — не просто значки, обозначающие виды спорта. Они меняются вместе с олимпиадами, отражают дух времени и страны, в которой проходят соревнования, с их помощью можно проследить развитие дизайнерской мысли. Например, иконки афинской олимпиады 2004-го года напоминали рисунки на древнегреческих вазах, а пиктограммы мюнхенских игр1974-го были по-немецки сбалансированы и минимизированы. Увидеть значки последней олимпиады, прошедшей в Токио, и сопоставить их с английскими названиями спортивных дисциплин можно в приложении «Tokyo 2020 Olympic Games pictograms».
Впервые велосипеды начали использовать вне городских дорог в военных целях: в конце XIX века некоторые армейские части заменили ими лошадей. А как мирный спорт маунтинбайк возник всего лишь 50 лет назад. А как подготовиться к поездке на горном велосипеде по лесистой местности, расскажет видео «Wild tourism — Mountain biking Kit List».
У меня велосипед!
Лучше друга просто нет!
Я на нём лечу, как птица,
Всякий может подивиться.
Как я ловко управляю,
Влево-право не виляю,
могу стоя, как солдат,
без руля могу, как брат,
мимо пыльной мостовой
к речке тропочкой крутой;
там в воде помою спицы
и домой помчу, как птица.Башук Н.